Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Становление политологии как науки и учебной дисциплины


Политология - это относительно новая дисциплина. Из самого названия следует, что политология (в англоязычных странах установился другой термин - "политологическая наука") - это наука о политике. Сам термин образовался из двух греческих слов: politike (государственные или общественные дела) и logos (учение, слово). Возникновение политологии связывают с рубежом XIX-ХХ вв., когда она стала на путь активного теоретического и методологического размежевания с историей, юриспруденцией, социологией и философией. До этого политическую жизнь общества традиционно рассматривался в рамках этих отраслей знаний. Но истоки современной политологии необходимо искать в политических идеях и теориях предыдущих исторических эпох.

В истории развития политического знания выделяют три больших этапа:

  • первый этап уходит корнями в историю древнего мира, античности и продолжается до Нового времени; это период господства мифологических, а позже - философско-этических и теологических объяснений политических явлений и их постепенной замены рациональными трактовками; при этом политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;
  • второй этап начинается с Нового времени и продолжается примерно до середины XIX в.: политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светского характера и самое главное - становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития; центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии; в этот период происходит становление первых политических идеологий, политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;
  • третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины; процесс оформления политологии начинается примерно во второй половине XIX ст., затем понадобится почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

На рубеже XIX-ХХ вв. в политологии формируются принципиально новые методологические подходы к исследованию политических явлений, что приводит к появлению различных школ и направлений, которые сыграли значительную роль в становлении современной политологической науки. В первую очередь, политология, что рождалась, почувствовала на себе влияние позитивистской методологии, принципы которой были сформулированы О.Контом и Т.Спенсером. Под влиянием позитивизма в политических исследованиях утвердился принцип версификации (от лат. verus - искать, facio - делаю), то есть подтверждения, согласно которому научную ценность могут иметь вероятны эмпирические факты, которые можно проверить путем наблюдения, изучения документов и количественных методов анализа. Позитивизм стимулировал развитие эмпирического направления политологии. Значительный вклад в развитие эмпирических исследований внесла Чикагская школа политической науки (20-40 pp. XX ст.), основана известным американским политологом Ч.Мерріамом.

Второй методологический подход, который утвердился, - социологический - толковал политические явления как производные от других сфер общественной жизни: экономики, культуры, этики, социальной структуры общества. В частности, марксизм заложил традицию экономического детерминизма - понимание политики через действие объективных экономических законов классового общества.

В целом для европейских политологов начале XX ст. (а они одновременно были и социологами) было характерно исследования политики в широком социальном контексте с выходом в сферу философии, истории, социологии и психологии. Развитие политологии этого периода связано с именем Макса Вебера, которого закономерно считают основателем теории легитимности власти и современной теории бюрократии. Важную роль в становлении политической теории сыграли Г.Моска, В.Парето и Р.михельс, которые заложили основу теории элит.

Могущественное влияние на становление методологии и проблематику политологии имели идеи основателя психоанализа З.Фрейда. Он обратил внимание на роль бессознательных импульсов в детерминации политических явлений. В значительной степени под влиянием психоанализа в политологии сформировались направления, которые исследуют политическое поведение, побудительные причины стремления к власти. Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли Ч.Мерріам и его соратник по Чикагской школе Г.Лассуелл. Деятельность Чикагской школы подготовила почву для біхевіоралістської (от англ. behaviour-поведение) революции в западной и прежде всего в американской политологии после второй мировой войны. Политическое поведение была признана основой политической реальности, что подлежит эмпирической фиксации, за помощью, в первую очередь, методов естественных наук. В рамках этого направления были исследованы модели поведения в различных ситуациях, например, на выборах, при принятии политических решений. Объектом исследований стала мотивация, которая побудила индивида к действиям.

Біхевіоралістський подход был ориентирован на два принципы неопозитивизма:

  • принцип версификациичто требует установления истинности научных утверждений с помощью их эмпирической проверки;
  • принцип освобождения науки от ценностных суждений и этических оценок.

Біхевіоралізм, с одной стороны, возразил идеологическую тенденциозность в объяснении политики, а с другой - отказывал политологии в постановке проблем, направленных на социальное реформирование общества, что вызвало критику со стороны значительной части известных политологов. В 70-х гг. XX в. в развитии западной политологии начался новый период, который получил название "постбіхевіоральної революции". Было признано, что главным в политологии есть не только описание, но и толкование политических процессов, также ответы на запросы общественного развития и выработка альтернативных решений. Это привело к возрождению интереса к разносторонних исследовательских подходов: историко-познавательного метода, исследовательского подхода, разработанного М.Вебером, марксизма и неомарксизма, в частности к идей представителей Франкфуртской школы Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, Е. Фромма. Политология снова обратилась к нормативно-институциональных методов, которые объясняют политику как взаимодействие институтов, формальных правил и процедур. Следствием постбіхевіоральної революции стал своеобразный консенсус политологов относительно равноправия наиболее разносторонних подходов в изучении политической сферы: недопустимости признания приоритета какого-либо одного направления.

В послевоенный период политология существенно расширила сферу своих исследований.

Это прежде всего такие вопросы, как:

  • политические системы (Г. Парсонс, Д. Истон, К. Дойч);
  • политическая культура (Г. Алмонд);
  • политические режимы (Х. Арендт, К. Поппер, К. Фридрих, С. Бжезинский);
  • партии и партийные системы (Г. Дюверже, Дж. Сартори);
  • конфликт и консенсус в политике (Г. Дарендорф, С. Ліпсет).

Политическая наука обогатилась новыми направлениями в исследовании проблем демократии. Г. Даль, Дж. Сартори, И. Шумпетер разработали новые теоретические модели демократии. В последние десятилетия возросла интерес к проблемам политической модернизации (С. Хантингтон) и проблем создания условий, определяющих демократические преобразования различных стран.

Развитие политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины - это не только период определения ее предметной сферы и методологической основы, но и период организационного оформления. Со второй половины XIX в. политология становится на путь активного организационного оформления. Существует несколько точек зрения относительно начала институционализации политологии, т.е. ее оформление в самостоятельное направление в сфере образования и научных исследований. Некоторые ученые связывают его появление с возникновением в середине XIX в. в Германии правовой школы, ориентированной на изучение государства. Позже, в 1871 г. в Париже создается другой политологический центр - Свободная школа политических наук. Другие исследователи символической датой появления политологии называют 1857 г., когда в США в Колумбийском колледже, который впоследствии стал университетом, стал читаться курс политической теории. В 1880 г. здесь открывается Школа политической науки. С этого года в США начинает издаваться первый политологический журнал. После второй мировой войны во многих странах наблюдается своеобразный "бум" на политологические исследования. Это стимулировало создание академических политических институтов и международных центров. Так, в 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была основана Всемирная ассоциация политических наук. В 70-90 гг. XX в. происходит конечная институционализация политической науки. С вспомогательной дисциплины, которую нередко рассматривали как дополнение к юриспруденции и социологии, политология превратилась в общепризнанную, организационно оформленную академическую дисциплину с широко разветвленной системой образовательных и исследовательских учреждений



Назад