Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая мысль Древнего мира



Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предыдущих эпох. С глубокой древности до периода возникновения ранньокласових обществ и государств берут начало первые попытки осознания сущности политических явлений. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое толкование природы властных отношений и социальной иерархии. В соответствии с древними мифами земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям или рядом с последними продолжают оставаться вершителями земных дел.

Конфуций. Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка становится доминировать философско-этический подход, который объясняет эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима. В центре внимания древних мыслителей такие вопросы, как принципы организации государства, проблема законов и справедливости, обоснование идеальной формы правления.

Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархальной аристократической государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения семей и уподобляется семьи, где император - отец, который заботится о своих подданных детей. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хоть Конфуций негативно относился к крайностям имущественной дифференциации (до разделения общества на богатых и бедных), он оправдывал моральную иерархию: разделение людей на "благородных" и "темных" - простой народ. Первых от вторых отличают такие качества, как знания, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, соблюдение моральных норм. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, благотворительность, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и подражания ритуалов, которые сложились. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.

В работах мыслителей Древней Греции анализируется античная социально-политическая практика. Государственность этого периода воплотилась в форме полисов - небольших городов-государств и окрестных поселений. Центром древнегреческой цивилизации стал афинский полис периода расцвета демократии (VI-V вв. до н.э.). Демократические процедуры предусматривали участие свободного мужского населения в работе народных собраний и принятия решений, равенство граждан перед законом, право на замещения выборной общественной должности. Практикой функционирования демократия привела к влияние на представления древних мыслителей Эллады и желаемой формы государства. Многие из них сделали свой выбор не в пользу демократии. Среди тех, кто разделял аристократические взгляды на правления, были Пифагор, Гераклит, Сократ. Править, по их мнению, должен не весь народ, а только лучшие люди, добропорядочностью которых есть мудрость. Сторонником "умеренной" цензовом демократии был Демокрит.

В античных авторов присутствует понимание Закона, что превращает Хаос в Космос. Полис в их представлении выступает отражением космического порядка. Так, в учении Пифагора содержится мысль о закон космической гармонии, которая определяет порядок для всего сущностного.

Сократ. Отчаянным защитником идеи компетентного правления и господство законов в организации полисного жизни был Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди-философы, а именно правления является искусством, которое способны воспринимать лишь отдельные "лучшие" люди благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела реальное основание: иррациональность решений, которые принимались афінськими гражданами, часто приводила к нестабильности политической жизни. В других известных идей Сократа принадлежит его требование соблюдения законов. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, человеческие. И те и другие законы требуют послушания, потому что законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример общего послушания. Приговорен к смерти афинским демосом (народом), он отказался от предложенного ему плана побега, ссылаясь на то, что общество может погибнуть, если судебные решения не будут иметь никакой силы.

Платон. Дальнейшее развитие античной политической мысли связан с именем знаменитого философа Платона. Впервые его политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы". Древнегреческий философ продолжил традицию, наметившаяся - обоснование идеальной формы, государства. Подобный подход сохранится вплоть до эпохи Нового времени. Другая проблема, которую зацепил Платон, - изменение государственных форм.

По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив ее к телу или душе человека.

Трем частям души человека - умному, упорной и желающей - должны отвечать три состояния:

  • правители, достоинством которых есть мудрость;
  • воины, которых от других отличает храбрость;
  • производители (ремесленники, купцы, крестьяне, актеры), для которых характерно насытить свой желудок и эмоции.

Подобное выделение состояний определяется необходимостью разделения труда, потому что каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархическая. Высшим состоянием есть правители, потому что они, обладая мудростью, способные обеспечить общее благо. Ниже положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о домешивания Богом до каждого состояния определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, - производителям меди и железа. Справедливость как принцип совершенной государства, заключается в том, что каждое состояние занимается своим делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.

Вторая черта идеального государства - аристократическое правление, при котором правят только умные люди. Способность усвоить мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и долгого обучения искусству „политики", присутствует философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решения этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в отмене любой собственности и семьи для состояний правителей, воинов.

Государство остается идеальной до тех пор, пока каждый состояние занимается своим делом, в чем и выражается, по мнению Платона, справедливость. Однако порчи характера правителей и подчиненных, необоснованные претензии других состояний (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к расписания идеального государства и к постепенной замены более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованная в форме монархии (царской власти) или в форме аристократии (правления философов), вырождается в тимократію (власть воинов), затем в олигархию (власть немногих, которую Платон понимает как плутократии-господство богатых). Чрезмерная имущественное неравенство вызывает недовольство народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется наихудшей формой государства - тиранией. Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, вероятно, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решение народа не всегда были мудрыми, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Наконец Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократа. Аргументируя свое отношение к демократии, философ выражает проникновенную мнение об опасности чрезмерной свободы, потому что из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, которые подтверждают этот прогноз. Много диктаторских режимов возникали из кризисов, спровоцированных состоянию анархии и распадом форм взаимоотношений между людьми, сложившихся доминированием в настроении людей идеи ничем не ограниченной свободы.

Надо отметить, что и великие революции, которые вдохновлялись демократической идеей, в результате заканчивались диктатурами:

  • якобінська диктатура и империя Наполеона во Франции;
  • диктатура Кромвеля в Англии;
  • диктатура большевиков в СССР.

В то же время в проекте идеального государства Платона угадываются контуры тоталитаризма: приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизнь по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало позитивных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии граждан, считая, что самые достойные из них могут стать правителями.

Аристотель. Большой вклад в развитие политической мысли внес Аристотель. Его можно назвать „отцом" использование сравнительного метода в политологии. Вместе с учениками он проанализировал сто пятьдесят восемь конкретных видов государственного устройства и создал классификацию государственных форм, которая в течение последующих веков считалась классической. Он использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на количество властвующих: один, несколько, большинство. Своеобразным качественным критерием является принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, базирующиеся на этих принципах, Аристотель признавал правильными, а соответственно те из них, где правители нарушают законы и беспокоятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Добрая власть одного - это монархия, искажением которой является тирания. Власть немногих, основанная на благотворительности и воспитании, - аристократия, когда "правительство сформировано из лучших людей". Ее искажением есть олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает політію или конституцию - правление большинства, что признает закон. Ей противопоставляется демократия, где при власти преобладают бедные, которые не имеют необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на следующую политическую мнению был значительным, а его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями включительно до эпохи Нового времени. Но сам Аристотель дифференцированно подходит к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически правят демагоги. В то же время его трактовка политии как правление большинства на основе закона в определенной мере соответствует современному представлению о демократии. Именно эта форма государства выступает политическим идеалом для Стагірита. Он был сторонником подражания принципа "верной меры" - нахождение во всем "золотой середины". В организации полисного жизнь нужна величина ему виделась именно в политии, что была сочетанием олигархического и демократического элементов. Полития - это своеобразный компромисс между благосостоянием и равенством.

Много идей Аристотеля - это противоположные позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане сохраняется известная картина Рафаэля "Афинская школа". Большой художник запечатлел на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон показывает вверх, тем самым подчеркивая, что настоящее бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, которая является отражением идей. Оба мира, согласно мыслителем, сочетаются с помощью мировой души. Аристотель, наоборот, показывает вниз. Он считал, что земная жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это касается и политической жизни. Учитель и ученик разошлись также по вопросу о лучший социально-экономический строй полиса. Аристотель критиковал идею Платона о ликвидации частной собственности и семьи как таких, которые противоречат природе человека. В то же время он предупреждал об опасности чрезмерной имущественного неравенства в обществе, что приводило к общественной нестабильности и выступлений бедных против богатых. Выход из этого положения он видел не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании зажиточного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мнению, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и не достаточно богаты, - достигается общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о „средний элемент" опередила свое время и нашла свое продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.

Марк Тулий Цицерон. Древнеримская политическая мысль продолжила греческую традицию обоснование наиболее правильной формы правления, но уже с учетом новой политико-правовой практики. В 509 г. до н. э. в Риме утверждается республиканская форма правления. Выдающимся представителем политической мысли этого периода и защитником республиканского правления был знаменитый римский оратор и политик Марк Тулий Цицерон. Он определял республику как "дело", "достояние народа", подчеркивая, что сам народ является объединением людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Обращаясь к проблеме правильно устроенной государства, он предпочитает смешанной государственной форме, сочетающий в себе одновременно царский (монархический), аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, он видел аналог подобного правления в Римской республике, кстати, в распределении властных полномочий между магистрами и прежде всего консулами, что отвечают за общую политику и командуют армией (царская засада), сенатом (аристократическая засада). В идеях Цицерона о правовое объединение граждан республики и правовую регламентацию государственной деятельности о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".



Назад