Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения


Августин Блаженный. Европейская средневековая политическая мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божьем" развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светского (государственной) власти. Первая изображена ним в образе "Града Божьего", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, которые подражают божественные наставления. Земной град, как результат греховной природы человека, построен на отношениях господства и подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из влад, обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской.

Фома Аквинский. Идея духовной власти над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении большого католического теолога фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное предназначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.

Учение Августина и фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светской и церковной властью.

Николо Макиавелли. В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуального жизни и распространению знаний. Центром Возрождения стала Италия. Именно с историей этой страны, и в частности с Флоренцией, которую называют колыбелью Ренессанса, связана судьба самого знаменитого политического мыслителя этого периода Николо Макиавелли. Отрицая философско-этической и религиозной традиции предыдущих эпох, он разработал оригинальную концепцию политики. Макиавелли считал, что моральные критерии добра и зла не могут распространяться на политику. Она имеет собственную автономную систему ценностей, главные из которых - интересы государства. Ради последних политик может пренебречь нравственностью. С его размышлений следовал вывод: "цель оправдывает средства". Обоснованный мыслителем принцип оказался очень востребован в политической практике для оправдания жестокости и террора интересами государства или другими высшими задачами. В политическом лексиконе утвердилось понятие "макиавеллизм", под которым понимают политику, основанную на попрании норм морали, на интригах и на насилии.

Если у мыслителей прошлого главной была проблема, как использовать государственную власть, чтобы добиться справедливости и общего блага, то для Макиавелли - проблема самой власти и средств, которые позволяют эту власть завоевать, удержать и расширить. Раскрытию подобных властных технологий он посвящает свой главный труд "Правитель".

Среди советов, которые он дает политикам, такие:

  • уметь играть человеческими страстями;
  • полагаться на силу или закон;
  • использовать страх и любовь, но отдавать предпочтение действиям на подданных через силу и страх;
  • прагматично использовать ложь и отказываться от обещаний.

Идеалом для Макиавелли выступает политик, который сочетает черты льва и лисицы: силу, умение внушить страх в подданных и одновременно хитрость, способность к интригам. Макиавелли открыто заявляет о утилитарное использование религии. Для него религия - это средство влияния в руках государства. Он признает целесообразность политических убийств. Не случайно прототипом для создания образа правителя для него стал Чезаре Борджа, который прославился своей жестокостью и изменами.

Н. Макиавелли вошел в историю политологии как мыслитель, который разграничил общество и государство. Он, собственно, ввел в науку и сам термин "государство" (stato).

Жан Боден. Проблема сущности государства нашла продолжение в трудах французского мыслителя, известного идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он указал на главные признаки государства, отличающие его от всех других форм человеческого общения: "правовое управление" и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная и абсолютная власть", право творить и требовать выполнения законов. Концепция суверенитета стала важным вкладом Ж.Бодена в политическую теорию.

Дальнейшее развитие политической мысли будет связан с обсуждением проблем: кто является носителем суверенной власти (один человек или народ), или суверенитет должен быть единственным. Сам Ж.Боден развивал идею единого и неделимого суверенитета, что, по его мнению, воплощается в монархии. Позже содержание абсолютной власти монарха выскажет французский король Людовик XIX в знаменитой фразе: "Государство - это я".

Томас Мор і Томмазо Кампанелла. Гуманизм эпохи Возрождения нашел выражение в формировании нового течения общественной мысли, что ставит вопрос о несправедливости социального неравенства, которая сложилась, и защищает интересы найбезправніших слоев населения - утопического социализма. Идеи нового учения в художественно-романтической форме выразили Томас Мор в произведении "Утопия" и Томмазо Кампанелла в "Городе солнца". В переводе "утопия" означает "место, которое не существует". После Мора утопическими будут называть все невыполнимые проекты преобразования общества в соответствии с представлениями о идеальный общественный строй. Установление отношений социального равенства Мор и Кампанелла связывали с уничтожением частной собственности, общей обязанностью труда, с равным распределением общественных благ, их проекты идеального общественного устройства, как и проект греческого философа Платона, имели черты грубой уравнительности и аскетизма, непоследовательности (Мор хранил рабство). Но если целью Платона было сохранение социальной иерархии и неравенства, аристократическое ли монархическое правление, то для Мора и Кампанеллы - достижение социального равенства и улучшение жизни простого народа. Платон же, описывая идеальную организацию общественной жизни, оставляет без внимания состояние "производителей". Отличаются и их представления об организации политической жизни. Так, в городе Солнца функционируют народное собрание (Большая совет), которые выбирают и контролируют должностных лиц. В то же время верховный правитель и три его советники не могут быть освобождены народной волей. Политический строй на острове Утопия более демократичен. Все должностные лица избираются народом. Но все же политический идеал Мора больше соответствует "смешанном правлению". Наряду с народным собранием верховную власть разделяет сенат, избираемый ежегодно (аристократическая засада), и князь, который избирается пожизненно (монархическая засада).



Назад