Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Украинская политическая мысль в X-XVIII ст.


Важнейшими предпосылками формирования политической мысли на украинских просторах были такие: переход украинского общества от варварской (докласової, доцивілізованої) фазы развития до стадии цивилизованности (станово-классовый строй, четкая дифференциация общества с имеющимися механизмами регулирования общественных противоречий); институционализация политической системы украинского общества феодального типа (княжеская государственность, интеграция ранних мікрополітичних образований племенных княжений в государственно-политические макрооб'єднання имперского образца); распространение древней письменности, образования, научных знаний, приход христианства и его внедрения в качестве официальной религиозной доктрины Киевской Руси; синтез ориентальных (восточно-византийских) и окцидентальних западноевропейских культурных ценностей.

На начальных этапах своей эволюции, а особенно на первом из них - времен Киевской Руси (Х-ХШ вв.) - украинская политическая мысль развивалась в различных проявлениях интеллектуальной духовно-эстетической деятельности (в художественной литературе, исторических произведениях, публицистике, правовых документах, религиозных проповедях и текстах и т.п.). Это объяснялось синкретизмом общественного сознания и слабой дифференциацией интеллектуальной деятельности. Поэтому политические идеи, которые впервые были сформулированы в произведениях государственных деятелей, церковных иерархов, летописцев Киевской Руси, касались вопросов возникновения украинской государственности, ее общественно-политического строя, отношений власти церкви, власти и личности, места Руси среди других народов и государств мира и других проблем. Наиболее известными среди этих произведений были "Слово о законе и благодати" (1052) первого митрополита с русинов Илариона; "Русская Правда" (XI в.), что состояла из трех частей - "Правды Ярослава" (начало XI в.), "Правды Ярославичей" (1073-1076) и широкой редакции "Русской Правды" (начало XII в.); "Повесть временных лет" (1113-1116), написанная монахами - летописцами Нестором и Сильвестром, - первый общегосударственный документ исторического содержания, родственный средневековыми западноевропейскими хрониками; "Наставления" (примерно 1117 г.), написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом (1053-1132); "Слово о Полку игореве" (1185 ли 1187 г.), написано неизвестным автором, - самая поэтическая памятник Киевской Руси.

В упомянутых произведениях было возбуждено такие политические проблемы: обеспечение независимости и единства Руси; утверждение равноправного статуса Киевской Руси среди других стран мира; закрепление норм права и христианской морали в общественных и межличностных отношениях; соблюдение присяги и норм права князьями; верховенство светской власти над церковной; обоснование идеи социальной ответственности власти перед народом (защиту простых людей от притеснений, произвола привилегированных групп населения и княжеской администрации); осуждение княжеских междоусобиц, крестьянских и городских беспорядков как факторов, дестабилизировали положение внутри страны и облегчали ее захват иностранными завоевателями.

Следующий этап развития украинской политической мысли связан с галицко-волынским и польско-литовским периодами украинской истории (XIV - первая половина XVII в.). Его начало совпало с потерей Украиной национальной независимости и переходом под власть иностранных государств - Золотой Орды, Великого княжества Литовского и Польши. Положение временно стабилизировался лишь с Люблинской унии 1569 г. по условиям которой большая часть Украины была инкорпорирована в состав Польского королевства. Развитие украинской политической мысли в этих условиях значительно замедлилось. В определенной степени достопримечательностями политической мысли в Украине можно считать Судебник 1468 p. (принят за Казимира IV) и три Литовские статуты - 1529 г. (за Сигизмунда И Старого), 1566 г. (за Сигизмунда II Августа) и 1588 г. (за Сигизмунда III). В этих документах наряду с правовыми идеями изложены и определенные политические взгляды относительно централизации государства, укрепление королевской власти. Но практически до середины XVI в. сколько-нибудь заметных и ярких проявлений оживление политической мысли не наблюдалось.

От середины XVI в. украинская политическая мысль развивалась в двух направлениях: гострополітичному, или полемическом (В.Суразький, С.Оріховський, З.копистенский, І.Борецький, и . вишенский, Г. и М.Смотрицькі), и культурно-образовательном (Ю.Рогатинець, К.Ставровецький, С. и Л.Зизанії). Идеи морального консерватизма (традиционализма) и почитание закона (легизма), состоявшие еще во времена Киевской Руси, оказались в творчестве С.Оріховського (1513-1566; основной труд - "Наставление королю польскому Сигизмунду"), который пытался синтезировать демократически-правовые традиции Киевской Руси с современными ему гуманистическими взглядами и обосновать необходимость оптимизации формы правления и политического режима Речи Посполитой. Он экстраполировал принципы гуманизма в общественно-политическую плоскость и подчеркивал такие положения: приоритетность закона перед любым решением монарха или других лиц; роль морали и образованности монарха в управлении государством; необходимость учета политической элитой достижений науки о руководстве обществом и принципы справедливости. "Самое верное, - советовал Ореховский королю,- чтобы ты находился в пределах своего долга"; "...король выбирается для государства, а не государство ради короля существует..."; "закон же, когда он является душой и умом государства, поэтому далеко лучшим за сомнительную государство и больше короля"; "...король губами, глазами и ушами закона". Фактически, Ореховский впервые в украинской политической мысли сформулировал демократические принципы правового государства (задолго до возникновения самой концепции правового государства): верховенство права в общественной и государственной жизни, связанность законами действий государственной власти.

Политическими мыслителями в Украине в конце XVI - первой половине XVII в. были также Х.Філалет (? -?), И . вишенский (1560-1620), П.Могила (1597-1647).

Х.Філалет (основной труд - "Апокрисис") строил свою концепцию в виде антитезы взглядам польского иезуита П. Жалобы, изложенным в "Синод брестский" (1597). Концепция Філалета вытекала из следующих положений: защита в религиозной форме идеи равенства людей независимо от социального статуса; обязательный элемент общественного климата - религиозная толерантность, свобода совести; необходимость соблюдения прав народа его обладателями; право народа на защиту нарушенных свобод (в том числе вооруженное); отрицание абсолютной власти королей, магнатов и папы римского; подчиненность действий феодалов суда подданных. Х.Філалет одним из первых украинских мыслителей, которые находились в русле гуманистической и рационалистической традиции, предложил и обосновал идеи общественного договора и естественного права, ограничения власти законом.

Проблема соотношения религии и политики, власти духовной и светской занимала центральное место в политических концепциях І.Вишенського и П.могилы. И . вишенский, автор многочисленных полемических памфлетов, направленных против всевластия духовных и светских властей, пытался обосновать свои взгляды, опираясь на идею необходимости возвращения к гуманистических и демократических принципов раннего христианства. Он, в частности, определил эти принципы (равенство, братство, свобода, справедливость) краеугольными для построения справедливых общественных отношений в сфере как религиозной, так и светской жизни; основываясь на идее равенства, высказал мнение о необходимости соборного правления христианской церкви людьми духовного сана и мирянами: утверждал равноправие церквей и необходимость подчинения их только Богу; отверг как абсолютно безосновательное, необоснованную и неоправданную доктрину католического универсализма и абсолютного централизма папы римского; подверг острой критике действия светской власти, что нарушали идеалы раннего христианства; большую роль отводил правосудию, в частности судебном защите гражданских прав и свобод в случае их нарушения с власть имущими.

Продолжая аргументацию І.Вишенського, П.Могила отстаивал идею верховенства церкви над государством, что объективно способствовало вмотивуванню независимого от власти папы римского и польского короля существования Украинской православной церкви и сохранению идентичности украинского народа. Взгляды П.могилы на соотношение воздействий церкви и государства в общественной жизни разделяли многие его современники и получили широкое распространение с утверждением российского влияния на украине в XVII-XVIII ст.

Национально-освободительная революция середины XVII века, и создание казацко-гетманского государства начали новую фазу развития украинской политической мысли (середина XVII-XVIII ст.). Этот период ее эволюции характерен прежде всего усиленным вниманием к осмыслению проблем международных союзов и межгосударственных объединений Украины с Польшей, Россией, Османской империей, Крымским ханством и другими субъектами тогдашней международной политики, определению политического статуса украинского народа и созданием первых конституционно-правовых документов.

Решения поднятых проблем было предложено на государственном уровне Б.хмельницким (1595-1657) в "Мартовских статьях" 1654 г. и І.Виговським (?-1658) и Ю.Немиричем (1612-1659) в "Гадячском трактате" 1658 г. В первом случае речь шла об установлении межгосударственного (прежде всего военного союза с Россией, во втором - о создании федералістського объединения Польши, Великого княжества Литовского и Украины. Оба политико-правовые документы не были полностью реализованы: в первом случае - через сознательное нарушение Россией условий заключенной сделки, во втором - через отсутствия социальной базы.

Самым заметным украинским политическим мыслителем второй половины XVII в. был И.гизель (1600-1683), основной труд которого "Мир с Богом человеку" запретил 1690 г. Священный Синод за оригинальность мысли и несоответствие некоторых ее идей догмам официального русского православия. Концепция И. Гизеля базировалась на постулатах общественного договора и естественного права. Мыслитель, в частности, признавал за подданными, право в случае нарушения обладателем условий соглашения между ним и народом восстать и отобрать у него власть. Позиция І.Гізеля относительно Москвы отмечалась непоследовательностью и противоречивостью: именно из круга людей, близких к нему, вышел "Синопсис" (1663), что имел четкую промосковскую и промонархічну ориентацию. Близкие к І.Гізеля позиции занимали также Л.Баранович (1620-1693) и І.Галятовський (?-1688).

Продолжателями идей П.могилы и І.Гізеля в первой четверти XVIII в. выступили Прокопович (1682-1736) и С.Яворський (1658-1722). Камнем преткновения в намеченных ими концепциях было отношение к реформам Петра И. Прокопович, разделяя идеи Петра И, выступил на защиту полного подчинения Украинской церкви Русскому государству и за установление абсолютистсько-монархической формы правления - царского самодержавия, привлекая для мотивирования этой позиции аргументацию, частично позаимствованную даже из современных на тот момент западноевропейских доктрин общественного договора и естественного права. С.Яворський, наоборот, осуждал российский "цезарепапізм" и стремился обосновать самостоятельность существования церковной власти и ее приоритетность относительно светской власти монарха.

Огромное значение для развития украинской политической мысли имел документ, разработанный группой казацких старшин во главе с П.Орликом (1672-1742), П.Герциком и А.Войнаровським, он известен как "Конституция П.Орлика" (1710). Хотя эта "Конституция" не имела юридической силы, поскольку не вступило в силу в Украине, ее появление свидетельствовало о родстве украинской политико-правовой традиции с западно-европейской. Первая конституционная памятка Европы нового времени содержала ряд демократических и прогрессивных идей: умотивовувала национально-государственную независимость Украины; закрепляла права и свободы казаков и других социальных групп украинского общества; предусматривала ограничения власти правом; обеспечивала разделение государственной власти, гарантировала наследственность украинских казацких традиций демократизма, равенства и справедливости.

Свидетелем упадка украинской государственности и интенсивной ее инкорпорации в русско-имперских структур был С.Климовський (?-1730). Основные его труды: "О правосудця управляющих, правду и бодрость их" и "О смирении наивысших". Он предложил идеал политического строя, который отражал настроения социальных низов и в то же время базировался на традиционных нравственных ценностях и исторических приобретениях украинского народа. Центральной категорией концепции Климовского была правда, которую он толковал как главную засаду общественно-политических отношений. На этом принципе мыслитель обосновал такие идеи: равенство всех людей от природы; необходимость ограничения власти монарха законом; высокую роль правосудия в общественной жизни; противостояния насилию и деспотии с помощью права и морали.

В определенной степени итогом развития украинской политической мысли за предыдущие два столетия следует считать взгляды Г. Сковороды (1722-1794). Его политическая концепция напоминает выдержанную в раннехристианском духе конструкцию И. Вишенского и содержит следующие основные положения: сокрушительную критику существующего общественного строя с позиций раннего христианства, синтезированного с просветительской идеологии; будущую форму правления (в идеале) - демократическую республику, где будет обеспечено социальное равенство всех граждан; способы достижения определенного общественного идеала - просветительские; самопознания, самосовершенствования, проявления "всеобщей любви", "доброй воли", "добропорядочности" и т.п., распространение образования в народе, воспитания нравственных традиций.


Назад