Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Происхождение политики



Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV веке до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которой понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает разные ответы на этот вопрос.

Первым представлениям о природе политики было теологическое, что объясняет ее природу, как и в целом человеческой жизни, с божественной воли.

Вторым распространенным подходом стало антропологическое трактовка, что обосновывает необходимость политики человеческой природой. Так, определение человека как существа политической, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение соответствует природе человека и ее стремлению к благ. Вне политики он или животное, или божество, потому что животное и бог не нуждаются законов и прав. Начальными формами политического общения выступали семья и поселения, а высшей формой - государство. Политика позволила человеку обуздать собственную эгоистическую основу и воплотить общую пользу и справедливость. Близкое мнение в XV в. выскажет английский мыслитель Г.Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистичную и жадную, что порождает в обществе "войну всех против всех". Инстинкт самосохранения и природный ум подсказывает людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря выхода человека из собственного животного состояния, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс выходил с биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.

Признание общих для человеческого и животного основ (совместных инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок природы и политики. Так, согласно представлениям австрийского етолога К.Лоренцачеловеку, как и любой животному, присутствуют агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа - люди - обладают более слабым, сдерживающим агрессивность началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничения проявлений в открытых формах с помощью контроля.

Биологические трактовка происхождения политики очень часто имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и желания. Именно они порождают политические взаимодействия.

Оригинальную теорию перехода общества из передсоціального в социальное, в том числе и политическое положение, разработает З.Фрейд. Он исходит из того, что политика является проявлением лібідозної энергии индивидов. Так, государство и право выступают как заменители некогда существующего прародителя "отца", который был убит сыновьями, которые восстали против его монополии на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном - в лібідозному комплексе и в чувстве вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидеров и государства проявляется детский поезд взрослого человека к некогда существующего отца. К ним индивид будет чувствовать противоположные чувства - одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).

Согласно социальным трактовкой политика имеет общественное происхождения. В частности, широкое обоснование получил подход, который рассматривает ее формирования в ходе исторической эволюции общества как результат роста ее неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики, хотя была власть, которая осуществлялась всеми взрослыми членами рода. Осложнения общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с тем и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально неоднородном обществе вместе с разделением на управляющих и управляемых, богатых и бедных. Общественные изменения были производными от политической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присвоюючого типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появления городов. В результате это привело к изменению во властных отношениях.

Логику появления политики можно показать следующим образом:

1. Рост производительной деятельности человека сделал возможным появление дополнительной продукции, которая трансформировалась в частную собственность.

Частная собственность способствовала:

  • дальнейшем разделения труда и развития экономики, в частности, росту обмена, торговли, появление ремесел, городов, тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;
  • роста автономии личности, ее независимости от власти "целого" (рода, племени). С тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это вызвало к жизни формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности;
  • усилению имущественного расслоения, составление различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

2. Углубление социальной дифференциации по этническим и религиозным признакам.

3. Рост плотности населения и необходимости расширения сферы земледелия и скотоводства привело к территориальных претензий племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних претензий.

Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, разных интересов социальных групп, неотвратимости противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью предыдущих регуляторов - традиций, обычаев, моральных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и природные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или четко выраженное желание к доминированию - в одних, и, наоборот, желание к подчинения - в других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неровности социальной, то есть в разном доступе к богатству, власти, престиже и т.д.

Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера.

Французский политолог М.Дюверже выделил три исторических формы власти:

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (в некоторых племен даже не было старейшин, принятия решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

2) индивидуализирована, связанная с выделением особого статуса вождя племен;

3) институционализована, связанная с появлением особого института - государства.

Первые две формы власти носят додержавний характер, а такие общества называют потестарними (от лат. potestas-власть). Как правило, возникновение политики исследователи связывают с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичного характера.

С появлением государства (первые государства возникли пять тысяч лет назад в Месопотамии и Єгипті) связывают переход от неполитической (племенного кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества посредством рычагов административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в защите своих интересов породила объединения людей, которые создали различные ассоциации (партии, общественные объединения).



Назад