Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Функции политики и ее виды. Структура политики



Таким образом, назначение (функции) политики заключается в следующем:
  • политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп;
  • политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместной работы;
  • политика обеспечивает как преемственность, так и инновационности общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;
  • политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств:

  • опасностью для общества случайных и непредвиденных явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистичными интересами индивидов и групп, необдуманными решениями политиков;
  • необходимостью более рационального производства и сохранения материальных и духовных ценностей;
  • потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения.

Однако рациональную составляющую в политике нельзя абсолютизировать. В политике существенный момент составляют иррациональные факторы, эмоции, что проявляется, например, в предубеждениях одних этнических групп относительно других, в электоральных предпочтениях, когда голосования определяется не рациональным выбором в пользу программы кандидата, а симпатиями или антипатиями в отношении политика.

Политика имеет сложную, многомерную структуру. Она может быть рассмотрена на уровне субъектов. Субъектами политики выступают различные социальные группы (классы, этнические и конфессиональные сообщества и т.д.), государства, партии, международные организации и др. Надо определить, что под субъектами политики понимаются участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно. Последнее значит, что они осознают свое положение в обществе и непосредственно через власть (в первую очередь, государственной) пытаются реализовать свои интересы и задачи. В политологии для обозначения субъекта политики используют понятие актер. Имея оттенок театральности, оно достаточно точно характеризует участника политической жизни как носителя определенной роли (функций). Эти роли в политическом процессе не являются равнозначными, например, роль рядового избирателя и роль представителя правящей элиты. Активность политического актера может быть выражена на индивидуальном, групповом и институциональном уровнях.

Одна из наиболее известных типологий акцентирует внимание на трех уровнях субъектов политики:

  • социальный: индивиды, классы, элиты, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, то есть власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты);
  • институциональный: партии, органы государственной власти, общественные организации и т.п.; политика представлена и такими суперінститутами, как государство-нация: ООН, НАТО;
  • функциональный: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, лобби, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социального уровня. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знания механизмов управления: предоставление ей полномочия в собственных интересах и способен концентрировать власть в своих руках. Бюрократия выступает субъектом политики через то, что на нее возлагается функция проведения неких государственных (управленческих) решений в жизни, поэтому она способна заблокировать выполнение любого из них, если оно противоречат ее интересам.

Объектами политики выступают общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики, в частности власть. Субъекты, осуществляя политическую деятельность, вступают в политические отношения, взаимодействуя с поводу использования власти. Эти взаимодействия будут определяться политическими интересами участников, которые являются непосредственно побудительной причиной политической активности. Они формируются из осознания экономических, социальных (религиозных, этнических интересов, осознание своего положения на основе сравнения с положением других групп и предполагают ориентацию на участие в политически управленческой деятельности как условие закрепления или изменения этого положения.

Характер политической деятельности и отношений определяется также ценностными ориентациями, идеалами и очень часто эмоциями, т.е. политическим сознанием. На уровне рационального осознания политическое сознание выступает как идеология, а на уровне эмоций, переживаний и чувств - как политическая психология.

Наконец, с середины 50-х гг. XX в. суспільнознавці стали выделять особый феномен, который хоть и имеет много общего с политическим сознанием, но полностью не дублирует его - политическую культуру.

В структуре политики можно выделить нормативный аспект, выраженный конституциями, законами, программными документами партий и политических движений. Названные элементы политической жизни можно объединить в более общие виды явлений: политическую систему, политические режимы (часть политологов рассматривает политический режим как функциональную подсистему политической системы) и политические процессы.

Политическая система включает в себя относительно устойчив класс явлений (институты, отношения, политическую культуру и т.д.) и характеризует устройство политической власти в обществе.

Политический режим раскрывает функциональные и динамические аспекты политической системы.

Политические процессы включают в себя относительно более переменные явления. Политический процесс - это взаимодействие субъектов политики, результатом которых являются изменения, перемены в политической жизни общества.

Политика - явление многоаспектное, что позволяет выделять ее различные виды.

1. Так, в зависимости от сферы общества, в которой политика выражена своей регулирующей функцией, выделяют экономическую, социальную, национальную, научно-техническую, экологическую, культурную и военную политику.

2. За масштабом она может быть внутренней и внешней. В зависимости от приоритетности говорят о политике нейтральную, "открытых дверей", национального примирения, компромиссов.

3. За содержанием і характером различают прогрессивную, реакционную, научно обоснованную и волюнтаристську политику.

4. За субъектами политики, то есть в зависимости от того, кто ее осуществляет, она может выступать политикой государства, мирового сообщества, политикой партии, политикой общественных организаций, политикой банка или фирмы и т.д.



Назад