Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политика и другие сферы общественной жизни



В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (деятельность налоговой и таможенной служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только морального регулирования. В наибольшей степени политический аспект выражен в деятельности законодательных органов. Демократический парламент-это сфера представительства различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их и сил, что выражается в принятии решений по принципиальным вопросам внутреннего и внешнеполитического жизни. Характер политических проблем, что рассматривается законодательными органами, разносторонний: от гарантий прав и свобод личности к вопросам о нормах собственности, уровня налогообложения и социальных расходов государства. Для того чтобы показать границы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера - это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственных действий политиков и политических организаций, влияние политических идей.

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):

  • хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
  • социальная сфера развивается на основе между личностных и групповых отношений с учетом социологического статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и различия граждан по типу занятий, размером доходов, престижа, - а также по этническому, демографической, социально-территориальной и иной принадлежности. К социальных относят круг проблем, связанных с организацией труда и быта, здоровья, благополучия и защиты;
  • политическая сфера состоит из поводу власти и участия в государственном управлении;
  • духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминированная экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структуре. С другой - сама политика способна влиять на эти сферы, проникать в них.

Это связано с такими сущностными проявлениями политики:

  • политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, выработанных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп; эта особенность политики отражена в широко выраженных определениях власти как инструмента распределение ценностей в обществе;
  • политика присутствует во всех общественных сферах через свойственные ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политикой может стать любая проблема, порожденная какой-нибудь общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно моральных и правовых норм. Но в политике есть пределы осуществления воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация означает усиление влияния политики на другие сферы жизни; предоставление сколько-нибудь значительным вопросом общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации является практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, замена экономического механизма саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Положительной стороной политизации является активное привлечение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.

Мораль и право. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определено единственными причинами их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно через недостаточность регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политике зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.

Потребность в взаимно дополнении определяется и другими отличиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение и принуждение, включая силу государства. Для морали насилие неприемлемо. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, а политика такими принципами считает пользу или вред. Наконец, если в моральных нормах выраженные универсальные общественные ценности, то в политических - как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может определяться побочными прагматическими интересами групп, находящихся у власти.

Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя и они взаимообусловлены, но все же являются различными формами регуляции.

Они отличаются:

  • по своему содержанию: содержание права ограничен правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;
  • по критериям оценки поведения и законно или незаконно - в праве, пользу или вред - в политике;
  • механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
  • по критерию открытости: право публичное, политика же рядом с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений может быть и "теневой", что не афиширует себя;
  • динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативное, потому что требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;
  • по норме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и права является относительной. Право имеет политический смысл. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления планирования определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важным источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность в определенной степени.



Назад