Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Сущность власти: основные теоретические подходы



Природа власти - первоисточника власти. Осью, вокруг которой вращается все политическую жизнь, есть власть. Она повсеместная и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю сплоченность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, оставшееся власти, пронизано хаосом.

В політологічній теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся:

  • силовое, которое трактует власть как власть и принуждение к покорению;
  • волевое, что понимает власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М.Вебер);
  • власть как влияние. Содержание влияния заключается в способности влиять на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: власть над Бы есть способность добиваться того, чтобы Бы "никогда не сделал бы без влияния А" (Д.Даль);
  • телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенной цели;
  • інструменталістське, который трактует власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
  • конфликтное, что сводит власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
  • структуралістське, которое характеризует власть как особые отношения между управляющим и управляемым.

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодня в науке сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов при рассмотрении сущности власти.

Реляціоністські теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействие индивидов, в которых один индивид меняет поведение другого.

Этот подход выражен несколькими вариантами:

  • теория сопротивления рассматривает власть как отношения, в котором субъект придумывает сопротивление объекта. В соответствии разрабатывается классификация различных ступеней и форм сопротивления, а также основ власти. Вводится понятие "сила власти", что понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
  • теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их покинутые и нуждались в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишками уступают тем, у кого их нет, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает избытком ресурсов, занимает более высокое социальное положение;
  • теория раздела сфер влияния (Д.Ронг) ставит под сомнение вопрос о асимметричности отношений власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует наем рабочей силы, тот, кто нанимает, диктует время и место работы. Таким образом, в определенных ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем.

Системные теории власти рассматривают власть как безличную свойство любой социальной системы.

В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:

  • власть как атрибут макросоціальної системы. Так, для Т.Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, добиваться поставленной цели;
  • мезопідхід (М.Кроз'є) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается на непосредственную связь власти с организационной структурой;
  • микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, которые действуют в рамках специфического социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса исполняющих субъектом ролей;
  • коммуникативный подход (Х.Арендт, К.Дойч, Ю.Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Действительный проявление власти заключается в способности прийти к определенной согласия и обеспечить интеграцию общества;
  • поструктуралістський подход, выраженный теориями М.Фуко и П.Бурд'є. М.Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения субъекта и объекта. Власть безсуб'єктна, и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношения между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурд'є, взяв из физики понятие "поле" и по экономике - "капитал", конструирует понятие "символической власти", которая является совокупностью капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позиций в "политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут меняться.

Біхевіоралістські концепции властикак и реляціоністські теории, рассматривают власть как отношения между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: ее биологических и психологических особенностях.

Выделяется несколько вариантов трактовок:

  • силовая модель (Г.Лафсуелл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс - желание власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и контроле над ресурсами;
  • рыночная модель (Дж.Кетлін) выходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоды;
  • игровая модель (Ф.знанецкий) считает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, что приносит удовольствие участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власти трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), или как ресурс или товар. Наиболее популярной является характеристика власти как взаимодействие (отношения), структурными компонентами которой будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, которая выступает причиной изменения действий другого объекта.

Природа власти - первоисточник. В этих, а также других теориях нашли обоснование различные точки зрения относительно природы власти - первоисточника власти. Вот некоторые из них.

Психологические трактовка выводят власть по психологии человека, с воли к власти. Большей популярностью в объяснении природы власти пользуется психоаналитическая традиция, которая выводит тяга к власти с бессознательных импульсов. Трактовка первичных импульсов варьируется у разных исследователей. У последователей Фрейда такими есть желание осуществить либидо или агрессивный поезд, подчиненность других индивидов определяется желанием последних быть прислужливими, необходимости присоединения к более сильной воли. В соответствии с подходом О.Адлера, власть выступает средством компенсации ощущение собственной неполноценности, например, физической, сексуальной, интеллектуальной.

Антропологический подход вытекает из природы человека. Одна из оригинальных теорий была создана Е.Канетті. Источник власти - страх каждого отдельного индивида, который порождается угрозой насильственной смерти. Этот страх заставляет людей объединяться в массу. Власть действует на индивида и массу приказом и угрозой смерти, чем сильнее от власти исходит угроза смерти, тем эта власть более абсолютная. Диктаторская власть опирается на рост массы мертвых и является триумфом живого. Найпатологічніший случай, по мнению Канетти, - А.гитлер и И.сталин, в основе власти которых лежала огромная масса мертвых врагов и соотечественников.

Структурно-организационный и системный подходы выводят власть за рамки психологии и связывают ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусом индивида в организации, что дает ему возможность ставить условия другим и использовать ресурсы власти, негативные или позитивные санкции.

Социологический подход выводит природу власти из контекста общественных отношений. Так, например, марксизм акцентирует внимание на классовой природе власти. Отношения господства и подчинения определяются логикой экономических отношений, экономическим неравенством.

Категория "власть" имеет несколько родственных понятий-власть, влияние и авторитет. Именно эти понятия наиболее часто встречаются при определении власти. Власти связывают с владычеством, под которым понимают принудительное насилие, приказ. Хотя власти не может быть сведена к принуждению, она включает в себя директивный момент - навязывание своей воли в форме приказа, что сопровождается угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщающий символ (возможность применить прямое насилие, наказания) и как реальная власть в отношении тех, кто нарушил законы, кроме господство, власть может выступать в форме влияния и авторитета и не применять насилия.

Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (влияние на рациональный уровень сознания), или в форме внушения (воздействие на бессознательное), что предусматривает использование особых способов манипулирование. Существуют различные технологии влияния и убеждения, апробированные властью в течение многих веков: особые методы ораторского искусства, различные лозунги, символика, монументальные сооружения. Так, богатство дворцов царского трона, ассоциирующиеся с местоположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величие, к важнейших средств осуществления политического влияния относится пропаганда. Сам термин появился в 1622 г. и означал информацию церкви о преимуществах католицизма. Борясь против Реформации, папа римский Григорий XV пишет специальную конгрегацию, призванную поддержать веру и сохранить церковь - "конгрегацию пропаганды и веры". Уже сама история происхождения этого термина отразила более важную функцию пропаганды: закрепление полной системы представлений и ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского воздействия. Сила этого влияния впервые была осознана вождями тоталитарных режимов ("геббелівська пропаганда", "сталинская пропаганда"). Пропаганде, которая распространяет и закрепляет в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс на поддержку власти.

Авторитет рассматривается как форма и источник власти. Авторитет - это руководство, что добровольно признает за субъектом власти со стороны подвластных право на власть в результате его моральных качеств или деловой компетенции (авторитет учителя, пророка, духовного лидера нации, руководителя страны, политический и экономический курс которого обеспечит общественную стабильность решения кризисных ситуаций и рост общественного благоустройства).



Назад