Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Структура политической власти



Структура власти - это те компоненты, без которых она не происходит. Таковы ее субъект, объект, подчинение объекта, источники и ресурсы власти.

Власть может осуществиться только через взаимодействие субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю относительно объекта через приказ (распоряжение, команду), что сопровождается угрозой санкции в случае его невыполнения.

Источником власти субъекта (властная первооснова) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет. Наконец, власть может порождаться традиции (власть родителей над детьми, власть старейшин) и законом, который предоставляет субъекту власти право требовать и использовать разнообразные ресурсы. Специфическим источником власти выступают знания, владение какой-нибудь информацией. Например, жрецы в Древнем Єгипті использовали знания о солнечные затмения для укрепления своей власти. В прошлом такой властью обладали шаманы и колдуны, сегодня - ученые, преподаватели, политики, профессионалы.

Рост роли экспертов-носителей уникальных знаний в каких сферах жизни привело к появлению таких разновидностей власти, как експертократія і меритократія. Однако монополия на информацию, секретные знания может стать основой абсолютной власти. Эту мысль высказал Е.Канетті. Именно секретность и культ тайны, по его мнению, поддерживают тоталитарную власть. Достаточно вспомнить сталинский режим, который создал тайну вокруг жизнь вождей, умел скрывать свою сущность, насаждал культ доносов, отказал общественности в праве на доступ к информации. Причина ослабления диктатур и развития демократий, считал Е.Канетті, - распространение тайны (информации) среди многих людей. Проблема взаимоотношений власти и знаний рассматривалась М.Фуко. Он утверждал, что власть производит знание, а знание дает власть. Для современного общества характерно усиление роли знаний, а соответственно, и власти над индивидуумом.

Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: ее первичный уровень выраженный индивидами, вторичный-политическими организациями, субъекты более высокого уровня-политические элиты и лидеры. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Они могут быть рассмотрены через призму их публичности, открытости для общества.

С этой позиции можно выделить:

  • открытую (видимую) власть: непосредственные участники осуществления политической власти - публичные политики: президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и т.п.;
  • напівприховану власть, под которой понимаются группы давления, которые используют разные каналы влияния - от законных (через СМИ, взаимодействие с представителями власти, демонстрации, инициативы, пожертвования в избирательные фонды партий и политиков) к незаконным (подкуп, шантаж) на официальную власть. В связи с этим употребляется понятие лоббизм, под которым понимают давление со стороны определенных групп интересов на государственной и исполнительной власти с целью принятия выгодных для групп решений. Лобби, в первую очередь, выражено наиболее зажиточными слоями общества, что контролируют ведущие секторы экономики (отраслевое, промышленно-финансовое, военно-промышленное лобби), телемагнатами, военными. Классический лоббизм предусматривает, что группы интересов и власти взаимодействуют через посредника - профессионального лоббиста (такая практика широко распространена на Западе), депутата, какого-нибудь политика. Но это взаимодействие может осуществляться по более упрощенной схеме. В этом случае представители каких-либо корпораций непосредственно заседают в законодательных органах власти или входят в состав кабинета министров;
  • теневую власть, которая себя не афиширует. К подобному "теневого сектора" власти можно отнести, например, органы национальной безопасности, которые используют свои знания о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; армейские группировки, криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть.

Власти не может быть без подчинение объекта. Способность к подчинению зависит от нескольких факторов: средств (ресурсов) влияния, которыми обладает субъект, и от мотивации подчинения, которая может быть вызвана:

  • страхом за свою безопасность, страхом остаться без определенных благ;
  • привычку выполнять приказы;
  • апатией;
  • убеждением в необходимости подчинения;
  • заинтересованностью, чтобы быть в подчиненности;
  • чувством долга;
  • авторитетом субъекта власти.

Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, потому что предусматривает добровольное исполнение распоряжений, что делает лишним применения негативных санкций. Одной из наиболее приемлемых для властей мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти. Наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает желание объекта "уйти" с поля власти.

Ресурсы власти представляют собой все то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы влияния.

В первом случае используются такие ресурсы, как:

  • силовое принуждение - потеря каких-либо благ, телесные наказания (история человечества знает множество примеров этого - пытки, концлагеря), смертная казнь, ограничения свободы, штрафы, отлучение от церкви, увольнения с работы и т.п.;
  • закон - традиция, обычай;
  • стимулирование - создание стимулов, которыми выступают материальные и иные блага, что ими объект власти награждается в обмен на поведение, что требуется. Ресурс вознаграждения широко используют родители, преподаватели, руководители организаций, политики.

Скрытое влияние предусматривает использование методов убеждения, то есть рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования: власть, влияние и стимулирования.

Существуют и другие классификации ресурсов. Например, ресурсы делятся в зависимости от сфер жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, продукты питания и др.

Социальные ресурсы - социальные и демографические структуры, социальная инфраструктура: образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - знание и информация, а также способы их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.д. Через эти институты контролируется формирование общественного мнения. Особенно большое влияние на политическую жизнь имеют СМИ. Кто контролирует СМИ, тот и владеет ресурсами убеждения и внушения.

Административно-правовые ресурсы - система управления, совокупность властных учреждений.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения (армия, полиция, внутренние войска, спецслужбы, суд и прокуратура с их материальными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами).



Назад