Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Легитимность власти



Дееспособность власти во многом зависит от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение общества к власти, ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитет власти - явления в определенной степени похожи. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности нужно отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальная, потому что он избран в соответствии с законами и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальная, потому что не был нарушен порядок престолонаследия.

Между легитимностью и легальностью может быть противоречия. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обязательств, неудачного экономического курса, который привел к резкому падению уровня жизни, может потерять доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправдана и поддержана народом. История знает много подобных примеров: свержения монархии в ходе буржуазных революций. Нарушив предыдущий правопорядок, новая власть в результате обеспечила себе легитимацию.

Легитимация - это способ или процесс, методом которого власть получает оправдание. Идеальные ssl (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, которые нарушают законы или относятся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Соответственно любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени отвечает его интересам.

Легитимность касается как политического режима, в том числе формы правления, так и конкретных персональных субъектов власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в пределах легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, короли) могут потерять поддержку народа. В условиях демократии это противоречие решается через выборы.

Каким образом власть приобретает легитимности? Здесь следует обратиться к теории легитимности М.Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

  • геронтократия - власть старейшин;
  • патриархальная - власть племенных вождей;
  • патримониальная - власть монарха, которая в прошлом находила подкрепление не только в традиции престолонаследия, но и обращалась к религиозной легитимации - монарх как помазанник Божий; напівбожествений образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, роскошью одежды и трона, специальными изображениями;
  • султанізм (разновидность го патримониального), где традиции является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением "восточного деспотизма" стало правления Ивана Грозного;
  • власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху. Современным проявлением этой власти есть феномен клієнтея (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким благ.

Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на бездумном доверии вождю. Образцы харизмы М.Вебер видел во Христе, Будде, Магомете. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. Наполеон, М.ганди, В.ленин, И.сталин, А.гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он владеет ею благодаря своему положению (функциональная харизма), потому что является преемником святого Петра, наместника Христа на земле.

Легальная (рациональная) легитимность имеет источник рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, что опирается на конституцию и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, будучи обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению М.Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональным в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предусматривает компетентность, наличие специального образования, подражания в управленческой деятельности установленным правилам.

Другие типы легитимности. Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя некоторые ученые дополняют ее другими типами легитимности. Американский политолог Д.истон выделил идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность индивидов в верности тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность, что следует из доверия населения к структур и норм режима (до законов, органов власти); персональную легитимность, что имеет своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность соответствующим образом использовать власть. В условиях демократии подобный тип легитимности проявляется в повторном переизбрании лидеров на выборах. Например, период президентства Клинтона совпал с самой длинной за весь послевоенный период волной экономического роста в США, что ассоциировалось гражданами с успехами деятельности его администрации и повлекло его повторное избрание.

Французский политолог Т.Л.Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.

Итальянский социолог и историк Г.Ферреро, характеризуя типы легитимности форм правления, в зависимости от источника происхождения власти выделяет два типа легитимности: монархическую і демократическую.

В реальной практике различные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Например, в обществах, где хранятся элементы патриархальной или підданської культуры, традиции родоплеменных отношений, президенты, которые прошли через процедуру выборов, пытаются заручиться и традиционной легитимностью. Подобное сочетание правовых и традиционных основ власти наблюдается и в прошлых советских республиках СССР, а ныне суверенных государствах Азии. Так, в биографии некоторых президентов включены данные, подчеркивающие их прямое происхождение от правителей или принадлежность к старейших родов, которые традиционно правили здесь до вхождения этих территорий в состав Российской империи. Возможно сочетание харизматической легитимности с легальной. Так, харизма генерала Ш.де Голля, национального героя Франции после избрания его президентом получила подкрепление со стороны авторитета права.

Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительным источником легитимности власти является экономическая и социальная эффективность режима, что выражается высоким уровнем жизни населения. Диктаторские режимы, основанные на принуждении, также пытаются заручиться легитимностью. В значительной мере тоталитарные режимы (СССР, национал-социалистическая Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей и вера в справедливость существующего режима.



Назад