Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Теоретические модели политических систем



Понятием политической системы раскрывается характерный устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система - это целостная совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власти и управления обществом.

Относительно понятия "политическая система" более широким оказывается понятие "политическая жизнь", которое охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе и на всех его уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни.

Понятие "система" пришло в общественные науки по биологии и кибернетики. В социологии и политологии его впервые использовал американский исследователь Т.Парсонс. Другой американский политолог Д.истон в 1953 г. вводит в науку и само понятие "политическая система". Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т.Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, которая состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества:

  • экономическая подсистема играет роль соединяющего звена между обществом и природой (функция адаптации);
  • политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция обязаности);
  • соцієнтальна подсистема поддерживает образ жизни, что утвердился, и включает в себя все институты социального контроля - от законов до неформальных правил (функция интеграции);
  • подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).

Значение теории Парсонса для развития политологии состоит в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы. С позиций системного подхода, политическая сфера общества может быть рассмотрено как система.

Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:

  • состоять из многих взаимосвязанных структурных элементов; эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единстве системы;
  • существовать в пределах внешнего окружения или среды;
  • иметь границы распространения и виділеність относительно внешней среды;
  • иметь открытый характер (то есть она подвергается воздействиям, что идут из внешней среды);
  • характеризоваться такими свойствами, как влечение к равновесия и устойчивости к адаптации и интеграции.

Что выступает внешней средой политической системы? Д.истон выделил два среды (окружения):

  • інтрасоцієнтальне - другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная;
  • екстрасоцієнтальне - другие общества, международные институты и отношения.

Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывают влияние позасоціальної - природной среды. Перечисленные факторы будут детерминировать изменение политической системы. Только реагируя на импульсы, идущие из внешней среды, система сохраняет способность к стабильного функционирования и развития.

В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем:

  • системная;
  • структурно-функциональная;
  • информационно-кибернетическая.

1. Системная модель впервые была разработана Д.Істоном. Сущность политической системы, за толкованием ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между импульсами, что "входят", проникающими в среды, и импульсами, которые "выходят", что является реакцией системы на полученную информацию. "Вход" выражен двумя видами импульсов: требование общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (уплата налогов, военная служба), так и в виде соблюдения законности, уважение к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, приказы) и делает все для их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называется "петлей обратной связи".

Если импульсы, которые "выходят", соответствуют оценкам населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

Истон выделяет два вида легитимности:

  • диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
  • инструментальная (специфическая) легитимность более краткосрочная и ориентирована на результат и поощрения.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризиса политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые или в результате довольно слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), или в результате достаточно высоких требований, что вызывает перенасыщенность системы информации.

2. Структурно-функциональную модель политической системы разработал Г.Алмонд. Политическая система, по его мнению, являются типами действий, касающихся принятия политических решений. Главная функция системы - обеспечение легитимного принуждения, что позволяет сохранить общественную стабильность.

Анализ системы должен осуществляться на двух уровнях:

  • институциональном (исследования политических институтов);
  • ориентирующем (исследование политической культуры).

В структурном плане она включает в себя формальные (правительственные органы) и неформальные институты (групповые объединения), поведінницькі аспекты этих институтов, активность отдельных граждан.

На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к таким выводам:

  • все политические системы имеют собственную структуру;
  • политическая система многофункциональная;
  • все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни; функции выполняются различными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган партии) и с разной частотой;
  • все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
  • различие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы подобные функции, но различаются по структурными характеристиками.

3. Информационно-кибернетической модель политической системы предложил К.Дойг. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных задач.

Процесс функционирования системы состоит из нескольких этапов:

  • этап первый: получение информации и формирования блока данных;
  • этап второй: селекция информации - отбор и оценка полученной информации;
  • этап третий: принятия решений;
  • этап четвертый: реализация поставленной цели.

Принятие решений и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстояние, которое осталось до цели.



Назад