Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты


В переводе с пізньолатинської"тоталитарный"означает "как такой, что относится к целому". Содержание тоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж.Джентіле, который призвал к тотального подчинения человека государству и растворению индивида в политической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность вне государством. В политическую лексику этот термин вошел после речи Б.муссолини 1925, p. в которой он использует само понятие "тоталитарное государство". В дальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле - как противоположность демократии. Сначала под тоталитаризмом разбирался фашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, но после публикации в газете "Таймс" (1929), где давалась характеристика советского строя, этот термин стали применять и к политического режима СССР.

Хотя еще в конце 30-х гг. были предприняты попытки научного осознания тоталитаризма, наибольшее влияние на общественное представление о сущности этого явления осуществили знаменитые романы-антиутопии Є.Замятіна, О.Хакслі, Дж.Оруелла. Роман Є.Замятіна "Мы" - это прогноз развития общества, построенного на принципах коллективизма, где рационально обоснованы все стороны жизни, но где отсутствует важнейший элемент общества - личность (вместо нее - номер). О.Хакслі в романе "О дивный новый мир" показал полностью заорганізований мир, в котором поезд до достижения совершенной эффективности не оставил места для личной свободы. В наиболее яркой литературной форме технология тоталитарной власти была раскрыта в романе Дж.Оруелла "1984".

С начала 50-х гг. появляются научные работы, посвященные политологической и социологической анализа тоталитарных режимов: исследования Х.Арендт "Происхождение тоталитаризма", совместная монография К.Фрідріха и З.бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия". Концептуальная модель тоталитаризма, предложенная К.Фрідріхом и З.Бжезинським, наиболее популярная в политологии.

Ниже приведены шесть базовых характеристик тоталитаризма, сформулированных К.Фрідріхом в работе "Природа тоталитаризма" (1954):

  • официальная идеология, которая претендует на охват всех аспектов человеческого существования и ориентируется на достижение вечных целей, например, на создание совершенного общества;
  • массовая партия, которая сливается с государственной бюрократической организацией;
  • монополия партии над эффективными средствами коммуникации;
  • концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия;
  • централизованный контроль и руководство экономикой;
  • система террористической полицейской власти.

Вышеупомянутая модель тоталитаризма требует дополнительного объяснения. Установление диктатуры одной партии приводит к слиянию партийных структур с государственными и к формированию своеобразного феномена "государство-партия". Сама партия монополизирует право выступать от имени всего общества. Одновременно происходит "растворения" гражданского общества в государстве, все разрешенные общественные организации (профсоюзы, молодежные, женские организации) обязаны выступать своеобразными "приводными ремнями" в механизме власти партии, приводить ее генеральную линию в жизнь. На вершине пирамиды тоталитарной власти находится харизматическая фигура вождя (фюрера, дуче, лидера партии). Действия вождя и партийная догма не подлежат критике. Например, во всех школах Италии висел портрет Б.муссолини с надписью "Муссолини всегда прав".

Тоталитарная власть распространяет контроль на все стороны жизни человека, включая семейные отношения и сферу отдыха. Как отметила Х.Арендт, при тоталитаризме был реализован принцип: "частным лицом остается только тот, кто спит". Таким образом, для тоталитаризма характерна общая статизація - государство-партия осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Поэтому среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма: это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции-контролируется из единого центра.

Тоталитарные режимы традиционно разделяют на "левые" и "правые" формы. Правый или право радикальный режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР (классическая модель - период сталинизма с середины 20-х до середины 50-х гг.), в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии - Китай периода политики "большого скачка" и "культурной революции" (50-х - середины 70-х гг.), когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.

Две формы тоталитаризма отличаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в том числе задачами, которые ставят перед массами партии - гегемоны: достижения "народного капитализма" и завоевания мирового господства или построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был больше "достроен": партия обладала монополией не только на политическую, но и экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной власти, сосредоточены в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу подчинения ее задачей военного производства, централизованного распределения рабочей силы.

Некоторые политологи выделяют третью, теократическое форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989), и в режиме, установленном (теперь уже в прошлом) талибами в Афганистане.

Авторитаризм (от лат. auctor основатель, создатель и auctoritas - мнение, решение, право) понимается как режим, содержание управления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, которые не уделяют внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие некоторых общих черт (произвола лидеров, значительный репрессивный аппарат, ограничения прав человека, использования силы при решении конфликтных ситуаций, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы, отсутствие альтернативности выбора) не дает оснований для их отождествления. Поэтому уместно остановиться на различиях двух режимов.

1. При тоталитаризме партия-гегемон запрещает все элементы общественно-политического плюрализма, оппозиционные партии и движения. Инициатива допускается только в пределах созданных "сверху" и "патронированных" партией общественных организаций. При авторитаризме имеет место ограниченный плюрализм. Правящая власть в определенных пределах допускает инакомыслие и контролируемую оппозицию.

2. При тоталитаризме ядром политической системы выступает партия-гегемон, которая монополизировала государственную власть, при авторитаризме - само государство (в некоторых случаях правящая элита создает под себя "партию власти").

3. При тоталитаризме особая роль отводится идеологии. Она выполняет две важные функции: легитимацию этого режима и мобилизации масс на выполнение поставленных партией задач. Для объединения народа вокруг власти в сознание масс через СМИ, искусство, образование воплощаются нужны для господствующей партии стереотипы. Мощная пропагандистская машина рисует утопические задачи, "большое будущее" - коммунистический или расовый рай. Одновременно создается "образ врага", которым выступают "реакционные классы" или "низшие народы", сторонники других идеологий. Тезис о внешних и внутренних врагов призвана оправдать жесткие методы управления, ограничения свободы личности, массовые репрессии и весь уклад жизни, что напоминает жизнь в осаде. Что касается авторитаризма, то здесь может быть отсутствует некая детально разработана идеологическая доктрина. Инструментом консолидации общества выступает религия, национализм, традиции. Политические элиты современных авторитарных режимов иногда пытаются предложить массам "идеологию развития", что объясняет задачи экономической и социальной модернизации общества.

4. Тоталитарная власть опирается на широкую поддержку народа. Для такого режима характерен культ вождя партии, который в глазах народа обладает харизмой, ему приписываются сверхъестественные свойства: непогрешимость, мудрость. Тоталитаризм широко использует такие формы мобилизации масс, как выборы, торжественное собрание, "всенародное обсуждение", митинги. Особенно часто использовал организацию массовых манифестаций и факельное шествие А.гитлер. Он прекрасно понимал, что массой легче манипулировать, потому что человек, попав в массу, часто теряет способность критически воспринимать информацию, а его сознание растворяется в общем коллективном настроения. Авторитаризм может оставаться равнодушным к проблеме легитимации власти, не обращается, как правило, к интенсивной мобилизации народа на поддержку власти. Для этого режима характерна деполитизация масс, інферентне или враждебное отношение к власти. Не имея массовой поддержки, авторитарная власть находит опору в бюрократии, армии, церкви, крупных предпринимательских слоях, пытается использовать исторические традиции или националистические лозунги. Возможны случаи авторитаризма, что опирается на харизму лидера.

5. Необходимо отметить еще одно принципиальное отличие режимов. Авторитарный режим не пытается установить тотальный контроль над всеми сферами жизни, сохраняет автономность личности и общества в неполитических сферах. Допуская, как правило, свободные рыночные отношения в экономике, поощряя частное предпринимательство, некоторые современные авторитарные режимы демонстрируют высокие темпы экономического роста (современный Китай, Сингапур, Южная Корея, Чили).

Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь некоторые черты переходного режима - занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Они обладают большими шансами, чем тоталитаризм, для перехода к демократии. Здесь существует потенциал для политической самоорганизации гражданского общества, потому что уже проявляются независимые от государства экономические интересы, на основе которых могут сформироваться политические интересы. При переходе от тоталитаризма к демократии необходимы не только политические реформы, но и комплексная экономическая реформа, которая требует создания институтов рыночной экономики, реформы собственности и формирование на этой основе новых социальных слоев.

Авторитаризм может существовать в разных формах. В историческом прошлом он выступал в форме древних тираний, деспотий, абсолютных монархий и в форме различных аристократических режимов.

Исходя из вышесказанного, есть необходимость остановиться на типологии современных форм авторитаризма. В зависимости от того, на какие социальные группы и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:

  • Военные диктатуры, предусматривающие сопротивление на армию. В условиях нерозвинутого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, которая обладает ресурсами для захвата власти (как правило, путем государственного переворота). Подобные режимы - довольно частое явление в Африке, латинской Америке, на ближнем Востоке. Подавляя политические свободы, военные могут выступить инициаторами экономической модернизации общества (военная диктатура генерала А.пиночета в Чили).
  • Теократический - с опорой на духовенство и религию. Вроде можно привести современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима.
  • Олигархический - власть принадлежит определенным корпоративным кланам.
  • Вождистский (режим личной власти), что опирается на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа. Основой для возникновения подобных режимов может стать ощущение внешней угрозы для страны. Сами лидеры часто используют националистические лозунги, идеи независимости или "модернизационного прорыва" (быстрого решения проблем экономической отсталости и бедности) для консолидации населения вокруг собственной власти.
  • Смешанные, сочетая в себе элементы различных режимов. Так, режим, установленный Саддамом в Ираке, обладал свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно. Военный режим, установленный в 1973 г. в Чили, позже трансформировался в режим личной власти А.пиночета.

Как видно, формы современного авторитаризма демонстрируют пеструю картину. Наряду с вышеуказанными выделяют однопартийные и многопартийные президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. В конце концов авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма является своеобразным симбиозом авторитарных демократических тенденций.

Гибридные режимы существуют в различных формах и получили различные названия:

  • "диктабланда"- режим, в котором произошла определенная либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, но оно не втянуто в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
  • "демократ ура"- есть элементы демократии (многопартийность, многопартийные выборы), но нет либерализации. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
  • "делегативная демократия"предусматривает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важные решения не законодательному органу, а президенту.


Назад