Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Сущность демократического политического режима



В переводе с греческого демократия означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, что стало классическим, было дано американским президентом. Линкольном в его известной гетисбурській речи (1863): правление народа, избранное народом и для народа. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластие, существует ряд проблем, которые принадлежат к содержания и функционирования демократии. Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении различных теорий демократии, упор делается на различные ее свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторна теория или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).

Первое представление о демократию как форму правления возникло в античной Греции. Аристотель определял демократию как "правление всех". Но при рассмотрении истории становления демократии оказывается, что понятие "все" и "народ" не всегда совпадали. Из всех существующих в прошлом примеров наиболее демократичной была"первоначальная демократия", где решение принимали все взрослые члены рода или племени.

В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, другими словами, те, что имеют право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В древних Афинах, что подарили миру опыт первой прямой демократии политикипод народом понималось только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народных собраний и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась на несколько тысяч человек. Эта власть была далека от совершенства еще и потому, что придумывала иную мнению, принимая форму тирании "большинства". Так, афинская демократия приговорил к смерти Сократа, а также могла любого непопулярного гражданина подвергнуть остракизму (изгнанию из города сроком на десять лет). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: "Ты лучше нас, а нам не нужно лучших". Едва избежал этой участи и известный сторонник афинской демократии - Перикл. Наконец, надо отметить, что демократия древности существовала за счет института рабства. Столь же суженной была категория граждан - народу в средневековых муниципальных демократиях - в феодальных городах-республиках.

Самыми выдающимися событиями, которые заложили основы демократической тенденции, стали Английская революция (1688), война за независимость в Северной Америке (1775-1783) и французская революция (1789). В принятых в этот период документах - Билле о правах (Англия), Декларации независимости и Билле о правах (США), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1791) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека.

Но наиболее зрелых форм демократия достигла в середине XX в., когда стали реальностью уровне для всех слоев общества гражданские и политические права. Необходимо подчеркнуть, что современная демократия отличается от предыдущих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) защищать свое мнение и критиковать правительство.

Современные политики очень часто злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая", практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная вольность в употреблении понятия "демократия" и сама разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это понятие, которое не поддается определению. Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

Что является современной политической демократией? В обобщенном плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно или через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Главные из них таковы:

  1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их меняет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при общем согласии народа и по установленным, закрепленными в законе процедурами.
  2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм правонасту-пності власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не благодаря военным переворотам и мятежам. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
  3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предусматривают реальную состязательность разных кандидатов, альтернативность выбора, реализация принципа "один гражданин - один голос" раскрывает содержание политического равенства.
  4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданином и определяются как свободы. Свобода - это защищенность личности от произвола других людей и власти, защиту от нищеты и голода. В преамбуле всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году, описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нищеты. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
  5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и т.д.
  6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право выбирать и быть избранным, свобода выражения политических мнений, свобода голосование, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции власти.
  7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане через свой общественный статус и благоустройство обладают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана нивелировать социальное неравенство, что есть, и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни, наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужд, например, страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации при приеме на работу, в оплате труда по признакам статьи, религии, расы или языка. Обеспечения социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ. Рассматривая перспективы развития демократии, некоторые авторы указывают на актуализацию в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии.

Надо отметить, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократическим сообществом как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют критиковать правительство, выражать протест против нарушения определенных индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах из важнейших общественных проблем.

Демократическая практика последних десятилетий характеризуется признанием необходимости гарантировать коллективные права религиозных, этнических и языковых меньшинств. Они включают в себя гарантии против появления дискриминации в любой форме, а также право на сохранение самобытности. Декларация Генеральной ассамблеи ООН (1992) в этих прав относит следующие: развивать свою культуру, исповедовать свою религию и обряды, использовать для общения свой язык, участвовать в процессе принятия решений, касающихся этих меньшинств, и т.д.

Конституция - документ, который закрепляет права и свободы граждан, обязанности государства по защите этих прав и предусматривает механизм разрешения споров между личностью и государством.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в построении государственного аппарата позволяет избежать возможности злоупотреблений со стороны любой из ветвей власти.

Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

Политический плюрализм позволяет легально действовать не только политическим и общественным движениям, которые поддерживают политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и т.д..

Принцип большинства предусматривает принятие решений большинством голосов при одновременном признании права меньшинства проявлять несогласие, меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы, создавать свои объединения.

Решения конфликтов мирным путем.



Назад