Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Теоретические модели демократии



Практика современной демократии вызывает споры. Это связано с дискусийнистю самого вопроса о том, что составляет сущность демократии. Следует признать, что в современной политической науке нет единой теории демократии. В середине XX века. ЮНЕСКО призвала ученых разработать понятие "демократия". Тогда было дано несколько десятков определений. Сегодня же можно насчитать пятьсот пятьдесят трактовок демократии. Среди них есть и те, что указывают на "обрезанные" формы демократии, которые сводят ее только к процедуре проведения альтернативных выборов.

Существуют различные способы классификации моделей и концепций демократии. В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают ідентитарні і конкурентные теории демократии.

Ідентитарні теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без косвенных звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается или отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права на пользу общего, подобная трактовка демократии берет начало из теории Же. -Ж.Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в "социалистической практике". Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали такие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, возражения автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), возведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех.

Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и состоит политическая воля, основой для согласия считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанной. Идея конкурентной демократии конкретизируется в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Либеральная концепция демократии основана на парадигме автономии личности и ее первичности в отношении народа, на требовании ограничения внешнего давления на индивидуальную свободу, на утверждении, что вся политическая власть в результате находится в руках людей. Слабыми сторонами либеральной модели является абсолютизация возможности участия всех граждан в управлении, в то время как оправдание имущественной поляризации населения делает эту возможность трудно осуществимой для низшего класса общества.

Современные трактовки демократии могут быть сведены к двум интерпретаций ее сути, американские политологи К.Джанда, Дж.Беррі и Дж.Голдман определили эти подходы как процедурный і субстанційний.

Процедурный подход исходит из того, что демократия - это форма правления, и акцентирует внимание на процедурах, которые позволяют народу проявить свою волю (выборы, митинги, собрания общественности). Эти процедуры указывают на то, кто участвует в принятии важных решений, как учитывается каждый голос и сколько голосов необходимо для достижения решения. Соответственно выделяются критерии демократии: универсальная политическая участие, политическая равенство ("один человек - один голос", принцип большинства).

Эти принципы распространяются как на прямую, так и на представительную демократию. Относительно последней сторонники процедурного подхода настаивают на четвертом принципе - принципе реагирования (отклика) власти на общественное мнение.

Субстанційний подход фокусирует внимание на том, что делает избранная власть, видя сущность демократического правления в государственной политике в сфере обеспечения свобод и прав личности. Сторонники этого подхода указывают на существенный недостаток первой теории - правительство обязан делать то, что требует большинство. Но возникает вопрос: как обеспечить права меньшинств (религиозных, этнических и т.п.), согласно субстанційною моделью, главным критерием демократии является политика правительства, которая гарантирует свободу (свободу вероисповедания, свободу выражать собственное мнение) и права граждан, в том числе право на отсутствие дискриминации по ряду признаков. В зависимости от того, как понимается участие индивида в политике (непосредственное участие или через некую группу), в рамках процедурного подхода выделяют несколько теорий демократии.

Мажоритарная теория выходит из классического представления о демократии, правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямых форм, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, выбирать мудрых и компетентных, снова перебирая их или отказывая им в доверии.

Слабым моментом этой теории является изначальное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.

Теория партисипаторної демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипатрної демократии или демократии участия, сама теория, разработанная в 60-х гг. XX в. была достаточно популярной среди идеологов левых партий и движений.

Основные положения этой теории такие:

  • привлечение всех слоев общества в политический процесс выработки решений до их осуществления;
  • распространение принципа участия на неполитические сферы, например, в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);
  • децентрализация принятия решений - это означает, что с менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;
  • упрощение процедуры выборов, относительно США идеологи левых настаивают на отмене института избирателей и на переход к прямым избирателей, на отмене системы регистрации избирателей.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией в основе и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право "отозвать" депутата.

Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия в этой трактовке - это правление народа, но который действует через конкурирующие групповые интересы.

Эта теория включает в себя следующие положения:

  • общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими и культурными интересами;
  • группы являются главными субъектами политики, пытаются повлиять на власть;
  • признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;
  • в обществе существуют различные независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и т.п.;
  • политическая воля народа, выраженная в решениях властей, является компромиссом между различными групповыми интересами;
  • государство выступает как нейтральный арбитр между группами интересов, которые соперничают, а сами государственные структуры децентрализованные таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновников.

Слабым местом плюралистической теории является представление о том, что все политические силы способны объединиться и принять решение с учетом интересов всех групп, эта теория абсолютизирует нейтральность государства и игнорирует тот факт, что экономические сильные группы интересов лучше организованы, более активны, а соответственно, имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.

Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р.Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - это полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, роlі - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому надо стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять.

Полиархия как политический режим включает в себя:

  • политическую конкуренцию и участие;
  • политический плюрализм;
  • право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;
  • политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;
  • право оппозиции оспаривать решение правительства;
  • свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

Это трактовка плюрализма больше всего, потому что критерий публичной всеобщности групп и лидеров в борьбе за власть сочетается с требованием широкой вовлеченности граждан в политический процесс. В работе "Плюралистическая демократия в США" американский политолог обосновал фундаментальную аксиому плюралистической теории о существовании различных центров власти, ни один из которых не может владеть монопольной властью.

Теория консенсуальної демократии. У политологов большой интерес вызывает концепция консенсуальної демократии, разработанная А.Лейхартом. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решений, позволяющие учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мнению ученого, может быть эффективной в многосложных обществах, то есть в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же, как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов.

Ключевыми моментами данной модели демократии есть четыре принципа:

  • максимальная автономность каждой группы при решении своих внутренних вопросов;
  • пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов;
  • коалиционное правительство;
  • принципы взаимного вето, что гарантирует меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

Теория элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштаб политических атрибутов представительной демократии, основоположниками минималистских трактовок демократии, которые развиваются в пределах элитарных теорий, были М.Вебер и Й.Шумпетер. М.Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом предоставления их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й.Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей, таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериям либерализма.



Назад