Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Признаки и сущность государства


Государство имеет свои специфические черты, которые отличают ее от всех других форм объединения людей (рода, семьи), институтов и организаций (партий, движений и т.д.).

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадения со всем населением, появление прослойки профессиональных управленцев. Это отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах самоуправления. Осуществление публичной власти требует определенной организации - специального аппарата (чиновников, судей, армии и т.д.). Современное государство объединяет профессиональный аппарат управления с представительной системой, которая формируется через выборы.

2. Территориальное деление населения. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, которые проживают в контуре границ государственной территории, государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровнородинних связей или религиозными принципами, правда, в истории были примеры, когда границы государства не были четко определены, например, кочевая империя, созданная Чингисханом.

3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которая выражается в ее верховенстве и независимости в отношении каких-либо других властей внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предусматривает свободу государства от контроля извне.

4. Монополия на легальное применение силы, физическое принуждение. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства есть специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.

5. Монопольное право на взыскание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.

6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно управлять обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений. В любом современном обществе есть много субъектов власти (семья, церковь, партии и т.п.), однако, высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государство. Только ему принадлежит право на издание законов и норм, которые имеют общеобязательный характер.

7. Претензия на представительство общества в целом и защита общих интересов и общего блага. Никакая другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Сущность государства - главное, что обусловливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам она служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обусловливающие государство - класс и обще социальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), она одновременно является организатором "общих дел", то есть обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (обычно социальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии, сфера проявления обычно социального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надкласового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многогранность, время антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне ее. "Снятие" функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражения их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства.


Назад