Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Структура и формы государства


Как политическая структура, государство имеет сложную структуру и включает в себя систему органов и учреждений, которая получила название механизм государства.

В структуре государства выделяют три ветви государственной власти и соответственно три вида органов власти:

  • законодательная власть, которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах органы законодательной власти имеют различные названия, например, в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в Украине - Верховная Рада);
  • исполнительная власть, что обеспечивает выполнение законов и осуществляет повседневное управление государством;
  • судебная власть, призванная осуществить правосудие и разрешения юридических споров (в Украине до сих органов принадлежит конституционный, арбитражный и другие суды).

В системе управления можно выделить также институт главы государства (институт президентства или институт монархии), контрольно-надзорные органы, которые осуществляют контроль за выполнением норм права и привлечения виновных к ответственности (прокуратура, специальные контролирующие органы), органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти.

Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм государства.

  1. Формы государственного правления.
  2. Формы государственного устройства.
  3. Формы политического режима (характеристика режимов рассматривается в отдельной лекции).

1. Формы государственного правления. Форма правления государства - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними,. Государства по форме правления классифицируются на республики і монархии.

Монархия (с греч. monarhia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, за наследственностью. Монархическая форма правления характерна сегодня для пятидесяти государств, из которых двенадцать - европейские. Современные формы монархии различаются по такой разновидности, а именно: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар), конституционная парламентская (Великобритания, Испания, Норвегия, Япония и др.) и дуалистическая (Иордания, Кувейт, Марокко, Бахрейн).

При абсолютной монархии в руках монарха сосредоточена вся полнота государственной власти. Монарх сам издает законы, руководит внутренней и внешней политикой государства, назначает и отстраняет правительство, руководит высшим судом.

Конституционная парламентская монархия характеризуется такими особенностями:

  • власть монарха ограничивается конституцией, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию, а его власть символическая, например, в Великобритании законы, принятые парламентом, и решение кабинета министров должны иметь королевский подпись, но при этом сами монархи не пользовались правом вето с 1710 года и не собираются использовать его в будущем;
  • правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, которые получили большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится во главе правительства (премьер-министр наиболее значительное лицо в политической жизни);
  • правительство отвечает перед парламентом а не перед монархом.

В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.

В дуалістичній монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере, но достаточно широкие в сфере исполнительной власти, парламент, наоборот, не имеет влияния ни на формирование правительства, ни на его состав и деятельность. Этот тип монархии имеет тенденцию к перерастанию в конституционную монархию или в республику.

Республика (от лат. respublica - общественное дело) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

В современных государствах преобладают две основные разновидности республиканской формы правления:

  • парламентская (ФРГ, Италия, Индия, Израиль);
  • президентская республика (США, Аргентина, Мексика и др.). Каждая из них предполагает собственную модель разделения властей.

Парламентская республика. Эта форма правления мало чем отличается от парламентской монархии (некоторые политологи приводят пример Великобритании как классического парламентского правления). За основу правления положен принцип: слабый президент - сильный парламент. Президент, как и монарх, является формальным главой государства, но его самостоятельная роль небольшая. Фактически исполнительная власть сосредоточена в руках главы правительства. Существенное место в балансе ветвей власти принадлежит парламенту: он назначает и освобождает председателя исполнительной власти, формирует из своего состава правительство и может выражать ему недоверие. В то же время президент может обладать правом роспуска нижней палаты парламента, например, в Германии, а в Великобритании этим правом обладает премьер-министр.

Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, который предусматривает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в некоторых странах Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентські республики, потому что власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом). Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается всенародным голосованием и имеет фиксированный срок полномочий. Президент назначает правительство и определяет его состав. Относительно высшего представительского органа (парламента) президент имеет право накладывать вето на законодательные акты. Право вето носит относительный характер: парламент повторно проголосует за отклонен закон, но чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать две трети голосов. В чрезвычайных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и нарушении конституции, парламент имеет право на импичмент - право на нарушение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности. Подобная модель разделения властей способствует укреплению их взаимозависимости и взаимоконтроля.

В некоторых странах сложились формы правления, которые трудно совместить с вышеназванными "чистыми" формами. Их называют смешанными. Эти модели могут быть самыми разными: одни из них тяготеют к парламентских форм правления, другие - до президентских.

Западные политологи М.С.Шугарт и Дж.М.Кері выделили три возможные модели:

  • премьер-президентскую;
  • президентской-парламентскую;
  • асамблейно независимую.

Премьер-президентская модель (Франция в условиях Пятой республики, Финляндия) предусматривает такую модель разделения властей:

  • дуализм исполнительной власти: с одной стороны, президент, который, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения, а также может непосредственно влиять на формирование правительства (выдвижение кандидатур министров), а с другой - премьер как председатель правительства;
  • президент избирается всенародно;
  • президент наделяется широким полномочиям в вопросах руководства вооруженными силами и органами безопасности, во внешней политике и, как правило, правом роспуска парламента;
  • отсутствие у президента права смещать министров;
  • ответственность кабинета министров и самого премьера перед парламентом.

Объем полномочий президента может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от того, принадлежит ли парламентское большинство к той же партии, что и президент.

Президентской-парламентская (Россия, Украина, Эквадор, Перу) модель предусматривает:

  • наличие всенародно избранного президента;
  • закрепление полномочий по формированию кабинета министров за президентом и парламентом одновременно; хотя президент назначает и отстраняет членов правительства, но правительство должно пользоваться доверием законодательного органа;
  • ответственность правительства перед президентом и парламентом, законодательный институт власти может выразить недоверие правительству;
  • президент имеет право распустить парламент.

Асамблейно-независимая модель сложилась в Швейцарии. Хотя парламент выбирает правительство (Федеральный совет), но не может его отозвать, выразив вотум недоверия. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Федеральный Совет осуществляет функции "коллективного президента". Ежегодно с его состав выбирается президент, который осуществляет чисто представительские функции.

2. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.

Главными формами государственного территориального устройства унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарная (от лат. unitas - единство) государство предусматривает распространение на всю ее территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Венгрия, Великобритания). Местные органы управления не обладают некой политической самостоятельностью, не могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция, Украина). Децентрализованная форма предусматривает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.

Федерация (от лат. federatio - союз, объединение) - это сложная союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.д.), обладающих определенной политической самостоятельностью в пределах распределения полномочий между загальнофедеральним центром и субъектами федерации. Классическое возникновения федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865), политика О.Бісмарка по объединению Германии.

Федеральные конституции (в редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности субъектов федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации конечных границ самостоятельности ее субъектов в разных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительно компетенцией федерального центра, другая - субъектов федерации, третья - в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную системы, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное распределение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата с органом представительства субъектов федерации, другая - органом общефедерального представительства. В федеральном Собрании Российской федерации эти функции выполняют в соответствии Совет федерации, в которую входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума: в федеративной Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США - Сенат и Палата представителей.

Федерации создаются по разным признакам:

  • по территориальному (административной) - США, Германия, Бразилия;
  • по национальной (етнотериторіальною); по этому принципу строились такие, теперь уже бывшем, федерации, как СССР, Югославия, Чехословакия. История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная).

Наконец, федерация может выражать смешанный тип, сочетая в себе оба подоплеку (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской федерации в наличии трех видов субъектов, что закреплено в ст. 5 Конституции Российской Федерации: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектами федерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектов Российской Федерации 32 являются этническими образованиями, 57 - административными единицами (края, области, два города федерального значения).

Сложность федеративной построения России проявляется также в том, что один субъект федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических административных проблем в сложно составленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.). На волне суверенизации 90-х гг. XX в. резко обострилась проблема децентрализации подобных регионов, что выразилось в желании автономий стать полностью самостоятельными и независимыми от областной (краевой) власти. В первую очередь, эти проблемы касались тех сложно составленных субъектов Российской Федерации, где наблюдается большой разрыв между субрегіонами из основных показателей экономического развития и уровню жизни, вместе с тем, мировой опыт, в том числе и история последних лет существования СССР показывает, что чрезмерная экономическая гетерогенность часто провоцирует сепаратизм более "богатых" (с точки зрения экономического потенциала регионов).

Таким образом, федерализм - явление сложное и взаємозаперечне. Он может сочетать в себе тенденцию к централизации и децентрализации, силы, ведущие к объединение и разъединение (центробежные). К сказанному надо добавить, что центробежные силы, которые раскалывают федерацию, могут определяться языковой, религиозной и культурной гетерогенностью общества. Центробежным противопоставленные объединяющие силы: хозяйственно-экономические связи, финансовая система, расходы федеральной власти на социальные программы, содержание вооруженных сил и т.п.

Некоторые ученые выделяют симметричные і асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая предусматривает через определенные причины (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму), предоставление отдельным субъектам более широких прав в сфере налоговой политики, в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п. В подобных государств относят Бельгию, Испанию, Индию, Пакистан, Малайзию и Россию.

Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных задач. Такими задачами являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчива и перерастает или в федерацию (США в XVIII ст., Швейцария в XIII ст., Германия в XIX ст.), или распадается.

В историческом прошлом встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Французская, Британская, Русский). Империи имели огромную территориальную основу, разнообразный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией.

В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой конкретной формы государственного устройства. Примером может быть Союз независимых государств (СНГ) - более аморфная, чем конфедерация форма объединения государств. И наоборот, Европейского сообщества, создав единый рынок, единую валюту и национальные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.



Назад