Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Правовое и социальное государство



Развитие демократии непосредственным образом связан с установлением правового государства.

Главные принципы правового государства такие:

  • верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни;
  • правовой характер самих законов, то есть их соответствие международным правовым стандартам;
  • приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие; государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательства государства недопустимо. Общеизвестная формула: "все, что не запрещено индивиду, ему разрешено", а для власти: "все, что не разрешено власти, ей запрещено";
  • взаємовідповідальність государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пропитаны нравственно-эстетическими обязанностями;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию любого органа власти.

Сущность современного демократического государства отвечает не только правовая, но и социальная форма, если сущностной содержанием правового государства является защита свобод человека от ограничений со стороны государства, то социальное государство, наоборот, предусматривает активную политику с целью обеспечения права, которое можно определить как право на достойное существование.

Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Первые признаки социального государства стали проявляться с конца XIX в. в форме деятельности правительства по борьбе с бедностью и улучшения положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование за старостью, болезнью, а также устанавливают пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В.вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как к "ночного сторожа", задача которой - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благосостояния. Основные направления социальной политики американского государства были определены "новым курсом" президента Ф.Рузвельта - программой выхода из страны из глубокого экономического кризиса 1929-1933 гг., названной "великой депрессией".

Компетенция современной социальной государства гораздо шире и распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и т.д. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально незащищенным группам, программы по созданию новых рабочих мест и развития системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойное проживание", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных задач.

Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перерозподіленні помощи от одних групп к другим (от работающих до пенсионеров и инвалидов, от высокодоходных граждан к малообеспеченных и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

Эффективность социального государства происходит в зависимости от факторов, среди которых выделяют:

  • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределение средств на социальные программы;
  • согласие основных политических сил о необходимый набор социальных программ, которые будут реализовываться государством, достижения подобного консенсуса позволяет сохранить правопреемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
  • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства сроками социальной справедливости, эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, является важнейшей составной частью их программ.

Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ней такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышении налогов, что в итоге негативно отражается на частной инициативе и может стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис о адресную социальную поддержку, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

Действительно, в последние годы страны Запада столкнулись с некоторыми проблемами в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики некоторых стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить демографическую ситуацию, которая изменилась в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей в отношении другого населения. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое решение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.



Назад