Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Государство и гражданское общество


Формирование правового государства возможно только на основе развитого гражданского общества. В понятии "гражданское общество" отражена другая, чем государство, сфера социальной жизни - сфера приватногосподарського жизни людей, где доминирует предпринимательство, инициатива и частный интерес.

Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по государства. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархические связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным применить эпитет "гражданское" к додержавного общества (такой подход вряд ли является продуктивным, потому что первобытное общество предполагало не автономию, а растворения индивида в родоплемінній группе), другие считают, что таким оно становится, когда появляется государство; третьи навязывают его с развитием капитализма и преобразование характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами.

К важнейших условий существования гражданского общества можно отнести такие:

  • автономность в отношении государства, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;
  • наличие свободных и самостоятельных граждан в качестве основных факторов политики;
  • разнообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, через которые разные группы выражают свои интересы;
  • способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании различных ассоциаций негосударственных и т.п.; показателем способности гражданского общества к самоорганизации есть многопартийность; партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти, тем самым гражданское общество является источником законов;
  • отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества; это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно полезных видах деятельности. Так, например, каждый третий гражданин Германии, возрастом более четырнадцати лет безвозмездно работает в среднем по пять часов в неделю в определенной общественной или благотворительной организации. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;
  • ограничение социальных конфликтов цивилизационными границами;
  • многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и взаємозаперечний характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в результате должна подчиняться его интересам, но, с другой - она сама пытается расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершено воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Пример: в Российской империи накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнообразных организаций, которые активно конкурировали с государственной властью и отрицали саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине XX в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии.

Наконец, не только избыточное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предусматривает:

  • инициирование принятых решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
  • укрепляет частную инициативу, что позволяет решить некоторые назревшие экономические и социальные проблемы без вмешательства государства (организация общественно полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударственных учебных заведений);
  • формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Американский политолог Ф.Шміттер указывает еще на одно важное назначение гражданского общества - выступать источником потенциального сопротивления произвола и тирании правителей, независимо, то ли незаконные узурпаторы, или фанатичная большинство.

Таким образом, гражданское общество есть позадержавною сферой социума. Исследователи, как правило, размещают его между государством и экономической сферой.

В структурном плане оно будет включать в себя:

  • во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосередковані государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
  • во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.


Назад