Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Общественные организации


Общественные организации, союзы, объединения возникают как проявление сознательной и целенаправленной деятельности людей, отражение общественных связей, активности людей в различных сферах их жизни, их дифференцированных интересов и потребностей, которые осознаются и требуют соответствующей деятельности.

В отличие от движений для общественных организаций и объединений решающим является тип объединения, установление долговременных отношений между членами, факт фиксированного членства в данном объединении. В связи с этим цель уже не является решающим элементом, наоборот, создается определенное пространство для изменения целей, а доминирующим интегратором организации является наряду с общностью интересов и членство. Для общественных организаций характерным является то, что в процессе реализации интересов ее членов выдвигаются и реализуются конкретные цели. Интересы, которые побуждают людей к созданию объединений, условно могут быть разделены на инструментальные, когда для членов их членство и деятельность является средством для достижения определенного задания, и интересы ради объединения, с целью получения удовольствия от связи со своими друзьями и освобождение от ощущения загубленості среди противников.

Общественная организация является добровольным объединением в том смысле, что лицо, которое планирует вступить в нее, должна заявить о причине своего вступления хотя бы формально. Это, однако, не означает, что к общественной организации может вступить и быть ее членом каждый. Большинство организаций в своих документах регулируют правила вступления и принципы членства. Могут существовать некоторые ограничения, например, возраст, пол, образование, национальность, происхождение, система интересов и т.п.

В организациях члены избирают функционеров - председателя, секретаря и т.п., а также коллективный орган руководства, задача которых состоит в осуществлении необходимых руководящих функций. Формирование руководящих органов и их функции имеют большое значение для организации. Избрание руководящих органов вполне логичный шаг и не угрожает интересам его членов, поскольку члены могут контролировать избраны органы и отдельных лиц.

Однако, это является первым шагом в направлении возможного постепенного разделения организации на ее членов и функционеров, опирающиеся со временем на руководителей низшего ранга или профессиональных работников. Такое распределение предусматривает распределение интересов, когда определяющие общие интересы понемногу уступают место интересам аппарата, то есть функционеров и профессионалов. В дальнейшем, и это происходит довольно часто, интересы членов организации могут выступать ширмой, легитимацией для интересов, которые отстаивает аппарат.

Цель организации, принципы ее деятельности, организационную структуру, способ самой организации и становления, принципы членства определяют документы, которые члены организации вырабатывают и принимают как обязательные. Совокупные принципы образования и деятельности общественных организаций могут возникать из норм действующего права (если общественная организация принимает только легальные формы реализации своих задач). Обязательные в конкретном государстве права требования могут не позволять объединения определенных общественных групп и запрещать объединения с целью достижения определенных целей. Основными документами, регулирующими функционирование организации, является устав и программа деятельности.

В политической системе общественные организации выполняют очень важные для общества функции. Среди них важнейшими являются: воспитательная функция; функция активизации граждан данного общества; функция подбора и подготовки кадров политического актива; функция артикуляции групповых интересов.

Воспитательный процесс реализуется разнообразными формами и средствами, включает распространение идей и ценностей совместной деятельности среди членов организации, выработка в организации дисциплины, формирование чувства ответственности за собственное поведение.

Общественная организация активизирует значительные группы данного общества, привлекая граждан к совместной деятельности при решении актуальных общественных вопросов. Деятельность членов объединений направлена на достижение общих интересов, что способствует укреплению межличностных связей в объединениях. Активная общественно-политическая деятельность простых членов и руководителей различного ранга выявляет таланты, вырабатывает навыки политической деятельности. Вследствие этого общественные организации выступают своеобразной школой подготовки кадров политических и государственных деятелей.

Функция артикуляции заключается в формулировке, оформлении в документах сущности членов союза. Но данная функция в значительной степени зависит от способа создания самой организации. Если общественная организация возникает спонтанно, стихийно, то она, особенно на начальной фазе своего функционирования отражает потребности и интересы определенной группы граждан. Со временем острота такого восприятия стирается, одновременно с ієрархієзацією и формализацией организации.

Если же общественная организация создавалась бюрократически, то она редко становится подлинным представителем интересов определенных групп граждан и борцом за реализацию этих интересов.

В зависимости от функций общественную организацию могут поддерживать государство или определенные политические силы, действующие на ее территории. Общественные организации сохраняют относительную независимость относительно органов и аппарата государства. Их деятельность может быть ограничена только совокупно установленным в государстве правом относительно данного рода организаций. При этом со стороны государства не может быть вмешательство в текущие дела. Однако, существуют различные незаконные действия - давление, преследования, даже сознательное создание трудностей в деятельности организации. О независимости общественной организации от государства можно говорить только в формально-правовом плане. Фактически всегда существует если не прямая, то косвенная зависимость от государства или его органов, а также политических партий. Неформальная зависимость общественных организаций от государства возникает в случаях дозирование их деятельности. Подобная зависимость чаще всего возникает относительно массовых организаций, которые удерживают освобожден персонал. Отношения между общественными организациями или организациями - политическими партиями регулируются неписаным договоренностями или программными декларациями этих организаций.

Функционирование общественной организации в политической системе может быть стабильным тогда, когда интересы политической власти государства совпадают с интересами групп, объединенных в организации. Функциональная способность организации возникает при противоречия интересов политической власти и групп, связанных с организацией. Общественная организация может дестабілізуюче, а даже и пагубно влиять на политическую систему. Как правило, дисфункциональное деятельность краткосрочная, если только общество не переживает глубокий кризис и не происходит переход к качественно новых принципов организации общества. В других случаях раньше или позже преобладают силы, которые поддерживают политическую власть.

Общественная организация может выполнять и нейтральную роль в политической системе. Для массовых организаций такая позиция не характерна, бывает довольно редко и продолжается недолго. Нейтральную роль может выполнять только общественная организация, которая локализована на периферии политической жизни и имеет небольшое количество членов.

В рамках политической системы действуют также и неофициальные общественные объединения. В социологическом плане они тоже являются общественными организациями.

Категория таких общественных организаций является весьма разнородной. К ним, в основном, относятся организации, которые действуют нелегально, мафиозного типа, группы давления (pussure groups) (частично, в зависимости от своего статуса в конкретном обществе).

В современных политических системах нелегальные организации, ставящие себе целью борьбу с существующим политическим строем, не являются массовыми. В основном они кадровые по своему характеру, имеют небольшое количество членов и не являются долговременными. Хотя есть примеры, когда некоторые террористические организации функционируют долгое время. В большинстве случаях они характеризуются стихійністю возникновения, спонтанностью в деятельности, нацеленности на реализацию текущих, одноразовых интересов.

Особое место в обществе, в том числе и "социалистических стран", занимают группы давления. Они могут быть официально зарегистрированными как, например, в США, или действовать нелегально. Лобби, первоначальный выражение групп давления, означает наличие и давления отдельных групп в "гостиной", "фойе" парламента или партийных бюро. Лобби и салон (salon) были в Америке первым местом встреч и месту образования групп интересов и групп давления. На современном этапе они выступают как специализированные организации интересантов, которые, в отличие от политической партии, не имеют целью завоевания и осуществления политической власти с помощью соответствующих институтов политической системы, а главную свою задачу видят в систематическом давления на эти институты с целью достижения и защиты конкретного интереса. Они используют различные формы воздействия: от открытых демонстраций, публикаций в прессе, выступлений по телевидению, в менее заметных - клубных, религиозных, социальных, этнических "связей" и использования разнообразных средств коррупции, махинаций, давления и даже террора.

Анализируя институциональные формы общественной жизни в соответствующей мере формы и функции политических организаций целесообразно было бы их анализировать с точки зрения их места и роли в совокупности общественных процессов. Разделение организаций на типы предусматривает учет таких факторов: функции, которые выполняет данная общественная организация системы власти в государстве и функции, которые она выполняет относительно интересов своих членов.

Типология общественных организаций основывается на выделении определенных признаков, доминирующими чертами которых являются:

1. Цель деятельности. Классификация групп, члены которых сотрудничают между собой с целью получения определенного положения через провозглашение соответствующих политических решений:

а) экономические группы интересов: капиталисты (например, картели, тресты, концерны, комбинаты), которые помимо экономической функции имеют важное политическое межгосударственное значение; рабочие (например, профсоюзы); различные слои населения (например, крестьяне, дрібнокапіталістичні хозяева);

б) общественные (политические) группы интересов. В основном это организации, которые направляют свою политическую деятельность на достижение конкретных политических целей, но не связанные с политическими партиями (например, комитет Рассела, что борется за одностороннее разоружение Великобритании), а также религиозные организации, культурные, гуманитарные, филантропические и др.

2. Методы деятельности. Существенным в этом плане является выяснение того, каким образом действует данная организация - легально или нелегально, и ее члены действуют как группа давления. Методы деятельности определяют также формальный или неформальный характер структуры организации. Формальной структура тогда, когда заранее определена и зафиксирована система взаимосвязей в организации, нормы поведения и методы деятельности ее членов, и неформальной является та, которая допускает различные релятивні формы взаимодействия и деятельность своих членов.

3. Место нахождения, то есть расположение в политической структуре конкретной страны (лобби в конгрессе США).

4. Типы интересов. Групповые интересы могут формироваться в пределах определенного класса, социальной группы, региона, религиозной общины. Они приобретают политического содержания в случае сочетания экономических и внеэкономических интересов.

Приведена классификация представляет собой группообразования по интересам и функционирует в капиталистических странах. По классификации общественных объединений, действующих в восточноевропейских странах, и в первую очередь в Советском Союзе, то общепринятая ранее квалификация уже не отражает многообразия действующих и возникающих объединений. Поэтому описанная выше квалификация является более корректной относительно этих образований.

Можно выделить общие, общие для всех организаций стадии внутреннего развития:

1. Создание предпосылок движения или объединения. В основе лежит неудовлетворенность существующим положением или потребность в действиях с целью укрепления существующего положения перед некой угрозой. Что и становится основанием для контактов, которые устанавливаются между наиболее активными лицами. Сумма таких контактов, основанных главным образом на подобия чувств и эмоций, может позже стать базой для формирования движения. На начальном этапе возникают также первые формы обмена идеями, и вырабатываются общие взгляды относительно основных задач, цели. Это в случае стихийного процесса. Когда же инициаторами выступают центры политической и экономической власти, то создаются предпосылки сверху путем соответствующего пропагандистского воздействия.

2. Стадия артикуляции устремлений. Характеризуется интеграцией разрозненных фактически индивидуальных устремлений, проявляющиеся в форме создания более или менее разработанной программы, которая формулирует общие цели и устремления движения. Характер артикуляции в движениях и общественных организациях неодинаков.

3. Стадия агитации заключается в объяснении и наголошенні на причинах, которые привели к образованию данных объединений, пропаганде своих задач, целей разными путями.

4. Стадия развитой политической деятельности может иметь разную продолжительность.

5. Стадия угасания политического движения, деятельности общественной организации наступает тогда, когда достигнута цель, или когда она оказалась несбыточной, или в результате внутреннего развития объединения, нарушение интегративных принципов.

Таким образом, в современных обществах общественно-политические движения играют достаточно важную роль. Это определяется следующими факторами: с одной стороны, растет потребность в специализации организационных структур в обществе, с другой - растут ожидания со стороны государства и групп граждан, общественные организации и движения станут весомой противовесом бюрократизации политической жизни. Они, сотрудничая с политическими партиями, влияют на противоречивый процесс политического развития общества, добиваясь принятия конкурентных политических решений, сами же не принимают непосредственного участия в их принятии, а соответственно и не несут политической ответственности, хотя политические дивиденды получают. Их значение состоит и в исполнении посреднической роли между гражданином и государством. Без их существования граждане и общественные группы были бы безоружными перед страстной деятельностью политической власти и политических партий.



Назад