Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Партийные системы


Осуществляя взаимосвязь между гражданами и государством, партии вступают в контакт не только с органами власти, но и друг с другом. Для обозначения этого способа взаимосвязи партий используется термин "партийная система". В наиболее общем виде партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, которые претендуют на обладание властью в стране. Для определения типа партийной системы нередко используется количественный критерий (одно -, двух - и многопартийные системы). К количественного критерия часто добавляют такие показатели, как наличие или отсутствие доминирующей партии или способность к заключению союзов, уровень совместимости между партиями.

В зависимости от количества партий, которые реально претендуют на власть, выделяют такие типы партийных систем.

Однопартийные системы исключают возможность существования неких других партий и предусматривают слияния партийного и государственного руководства. Подобная модель характерна для тоталитарных и частично авторитарных режимов.

"Мнимая" многопартийность (квазібагатопартійність). Это означает, что реальная власть сосредоточена в руках одной партии при формальном разрешении деятельности других партий. Так, несмотря на то, что в Китае, кроме коммунистической партии, существует еще восемь партий, все они признают руководящую роль КПК. Другое название этой системы - "система с партией-гегемоном".

Біпартизм или двухпартийная система (США, Великобритания). Для нее характерно наличие двух партий, постоянных лидеров избирательных кампаний, с которыми не в состоянии конкурировать другие партии. Партия, победившая на выборах (например, в США президентских и парламентских в Британии), получает право формировать свой кабинет министров. При этом возможно возникновение ситуации (такое часто наблюдается в США), когда исполнительную власть выражает одна партия, а парламентское большинство выражено другой партией. Сами американцы рассматривают эту ситуацию как дополнительное разделение власти.

Система "двух с половиной партий". От предыдущей она отличается тем, что одна из двух ведущих партий страны, победив на выборах, может сформировать правительство, лишь блокируясь с третьей, менее сильной партией. Такая модель существует в Германии. Главными конкурентами на выборах Христианско-демократический союз и социалисты (СДПГ). Долгое время в роли третьей партии выступали свободные демократы, которые объединялись то с СДПГ (1969-1982), то с ХДС (1982-1998). После 1998 г. Социалисты стали правящей партией, вступив в коалицию с "зелеными" ("Союз до зеленые").

Многопартийные системы с объемом четырех и более партий.

В зависимости от характера соперничества между партиями многопартийные системы, в свою очередь, делятся на следующие:

  • умеренно многопартийные системы (Бельгия, Нидерланды), которые отличаются от других ориентированностью всех існуючюс партий на сотрудничество, небольшими идеологическими различиями между партиями;
  • поляризованные многопартийные системы, для которых характерно значительное идеологическое размежевание между партиями по шкале "левые - правые", отсутствие сильных центристских партий, а также стремление к заключению недолговечных партийных союзов, которые позволяют формировать правительство;
  • атомизировано системы (Боливия, Малайзия), которые предусматривают наличие значительного количества слабо связанных между собой и с населением партий (от тридцати до двухсот), изолированность от партий власти и отсутствие у них рычагов влияния на власть.

Кроме того, в зависимости от характера союзов, заключаемых между партиями, многопартийность может быть:

  • Блоковым, когда близкие по идеологии партии объединяются в блоки и идут на выборы с общими кандидатами и общей программе. Например, для Франции характерна двоблоковість, когда на президентские выборы партии идут двумя блоками - левым и правым.
  • Коалиционным, близкой к поляризованной многопартийности. Ни одна из партий не имеет большинства в парламенте, достаточной для того, чтобы самостоятельно влиять на состав кабинета министров, который формируется. Только союз с другим партийными фракциями позволяет сформировать коалиционное правительство.

Наконец, в зависимости от реального политического веса партии и количества депутатских мест, полученных ею на выборах, принято выделять такие партийные системы:

  • системы, основанные на партиях с мажоритарным призваниюподобная модель партийной системы характеризуется тем, что при равных возможностях, которые создаются государством для всех партий, население в течение долгого времени отдает предпочтение только одной партии (например, партия Индийского национального конгресса, либерально-демократическая партия Японии, социал-демократическая в Швеции);
  • система с доминирующей партией, которая пытается набрать не менее 30% голосов на выборах, но вынуждена искать союзников для формирования правительства;
  • система, опирающаяся на коалицию миноритарных партий, которая функционирует, как и описанная выше коалиционное многопартийность.

В демократических странах доминируют двух - и многопартийные системы. Внимание политологов притягивает вопрос о преимуществах и недостатках каждой из системы.

С одной стороны, многопартийная система отражает широкий политический спектр общества, демонстрирует реальные отношения состязательности, но с другой - для нее характерны существенные минусы:

  • приводит к чрезмерной сегментации электорального поля во время выборов. Большое количество партий и блоков, участвующих в выборах, еще не является гарантией более широкого представительства интересов различных групп в парламенте. Так, например, результаты выборов в Верховную Раду показывают обратную зависимость: чем больше партий и блоков было подано для голосования, тем меньшее их количество сумела преодолеть избирательный порог, необходимый для получения депутатских мест;
  • чрезмерная фрагментация политических сил в парламенте усложняет проблему формирования стабильного и эффективного кабинета министров;
  • способствует появлению феномена "безответственной оппозиции", не имея возможности прийти в законодательный орган, мелкие партии могут раздавать популистские обещания, зная, что отвечать за них не придется. Тем самым подобные партии способствуют радикализации настроений в обществе.

В свою очередь двухпартийная система обеспечивает большую устойчивость политической жизни: стабильный однопартийное правительство, доминирование в течение долгого времени единого политического курса. Но и практика функционирования этой системы вызывает критику со стороны общественности тех стран, где она распространена. Ее негативными моментами являются практически монопольное положение двух партий на политическом пространстве (в структурах власти, в избирательной политике), делая практически невозможными серьезные претензии на власть со стороны третьей партии. Например, начиная с 1856 г. все президенты США были республиканцы или демократы; после 1998 г. в Конгрессе был только один депутат, который выбирался как независимый кандидат. Ведущие партии могут способствовать принятию таких избирательных правил, которые бы "работали" только на эти партии.

Среди факторов, которые определяют тип партийной системы (исторические традиции, особенности социальной структуры, степень фрагментарности политических ориентаций, законодательство, регламентирующее регистрацию и деятельность партий, президентская или парламентская форма правления) наибольшее значение имеет избирательная система. Влияние мажоритарной и пропорциональной избирательных систем на характер партийной системы будет рассмотрен в лекции "Избирательные системы".



Назад