Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Понятие элиты. Теории элит


Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются асимметричностью: количественная немногочисленная управляющая группа осуществляет существенное влияние на образ жизни значительной по количеству группы рядовых граждан. Эта управляющая меньшинство называется "элитой".

Срок "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научную терминологию на рубеже XIX-ХХ вв. В широком социологическом контексте ним сказывается выше, относительно замкнутый по численности прослойка общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.

При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: "политическая элита" и "володарююча элита". Наиболее емким является понятие "володарююча элита": это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть.

Володарюючи элита состоит из таких элементов:

  • экономическая элита - группа людей, которая контролирует основные экономические ресурсы общества: крупные собственники, руководители и ведущие менеджеры финансово-промышленных корпораций и т.д. Они выступают наиболее значимой группой давления на власть, используя для этого как непосредственные контакты с политиками, так и подконтрольные себе СМИ и деньги, направленные на финансирование партий и избирательных компаний;
  • военная элита - генералитет и высшее офицерство. Влияние на власть определяется концентрацией в ее руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать, а также степени милитаризма самого общества;
  • бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата, их роль и влияние обусловливается участием в процессе подготовки и реализации важных политических решений;
  • идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, представители масс-медиа, формирующих идеологию общества и сознание масс;
  • собственно политическая элита - включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, то есть тех, кто непосредственно принимает политические решения на государственном уровне. В более широких трактовках к ней относят и политические фигуры среднего звена, значимые для региональной политики.

Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов володарюючої элиты, ей можно дать такое определение: это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы.

Сущность элиты вызывает большие споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древние времена. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита включает лучших из лучших, то есть тех, кто обладает такой добродетелью, как мудрость и справедливость.

Значительное влияние на формирование элитарных теорий осуществили идеи Н.макиавелли и Ф.ницше. Но современное понимание проблемы состоит в конце XIX - начале XX вв. Возникновение элитарных концепций стало своеобразной реакцией на теории демократии и на марксистское учение о роли народных масс в истории. В первых элитарных теориях содержалась критика демократии. Важным в этом плане является оценка демократии со стороны российского философа и историка Л.Карсавіна. Он отмечал, что демократическое государство анархическое: совсем не управляет государством "народ" (демос), почти не руководит парламент, немного руководит правительство, а больше всего - бюрократия, единственный политический элемент власти.

Но сейчас большинство политологов пытается найти компромисс между елітизмом и принципами демократии, разрабатывая концепции демократического элитизма.

Элитарный подход к рассмотрению общества был обоснован усилиями:

  • Гастано Моска;
  • Вильфредо Парето;
  • Роберта Михельса.

Г.Моска вводит сначала понятие "политического класса", а затем более широкое - "правящего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами - высокое положение в обществе, военная сила, священный сан, богатство, происхождение (преимущественно рождения, семейные связи), знания и опыт управления - монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, - не закон: "общество всегда руководствуется меньшинством", "даже когда происходит смена власти, она передается из рук одной меньшинства в руки другой меньшинства". Правящий класс склонен к изменениям через присущие ему две тенденции: аристократическую и демократическую. Первая тенденция проявляется в стремлении элиты "закрыться" от остальной части общества, передать свои привилегии за наследственностью. Следствием этой тенденции становится вырождения элиты и общественный застой. Демократическая тенденция проявляется в возобновлении правящего класса за счет активных представителей низших слоев. По мнению ученого, сочетание двух тенденций позволяет обществу сохранить стабильность в управлении и его качественное обновление.

В.Парето ввел в научный оборот термин "элита". В "Трактате по общей социологии" он определил ее как группу лиц, обладающих более высокими показателями в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие в них специфических психологических качеств, например, инстинкта комбинаций, умение предвидеть и выражать скрытые поезда масс. По мнению Парето, в обществе наряду с элитой всегда существует "контрэлита" (потенциальная элита) - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли через свое социальное положение. Самую низкую слой общества составляет не элита - те, кто не владеет ни субъективными, ни объективными возможностями войти в элиту. Сама элита не является неизменной, а находится в непрерывной трансформации. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, а бывшая правящая элита, потеряв свои лучшие качества, переходит в нееліту. Известный тезис В.Парето, что история - это "кладбище аристократій". Подобный круговорот элит исследователь описал как "закон циркуляции элит". Смена элит позволяет сохранить социальное равновесие, потому что обеспечивает приход к власти элит, которые обладают качествами, востребованными общественной ситуацией. Обновления может осуществляться в двух формах: поступательной (выборы и кооптация в свои ряды представителей контрэлиты) и обвальной. Последний вариант - это революции и перевороты.

В зависимости от методов властвования В.Парето выделил два типа элит:

  • Элита лис, в которой владеет "инстинкт комбинаций": способность лавировать, убеждать, обманывать. Приход этой элиты в систему управления воплощает общественную тенденцию к изменению.
  • Элита львов. Для этого типа элиты характерна ставка на силовые методы воздействия и неспособность к заключению компромиссов. Львы выражают консерватизм, тенденцию к стабильных форм организации общественной жизни.

Р.михельс в своей работе „Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины скрываются не в качествах людей, а в сущности самой организации: любая организационная система требует выделения руководящего аппарата и неотвратимо воспроизводит олигархию. Выделение элитарных групп в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олігархізаці". Сама элита, в понимании Михельса, - это активное меньшинство, что пытается выйти из-под контроля граждан и подчиняет политику собственным интересам. Исследователь делает вывод, что демократия вряд ли осуществима, потому что обязательно превращается в олигархию.

Работы Г.Моска и Р.михельса составили основу макіавеллівського подхода к анализу элиты. Для этого подхода характерен рассмотрение элит как правящего класса, несмотря на моральные или иные качества людей, входящих в ее состав. Главный акцент делается на роли элиты в обществе, на параметрах групповой сплоченности (в частности, исследуется роль элитарной сознания и соблюдение установленных "правил игры"), на механизме функционирования (смена элиты, внутренне элитарная борьба).

Для этой школы елітології характерно также:

  • признание неотвратимости элитарности любого общества;
  • рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами и получают материальные и нематериальные ценности в максимальном размере. Так, в трактовке американского политолога Г.Лассуела, элита - это те, кто получает большинство из того, что стоит получать.

В противовес макіавеллістській традиции в XX веке оказались и другие теоретические подходы к пониманию элиты.

Сторонники ценностного подхода развивают идею В.Парето о том, что элиту составляют люди, которые обладают особыми качествами. Элита трактуется как прослойка общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, которые доказали своим умением ставить общественное выше личного, обладающие особыми моральными и интеллектуальными качествами. Так, например, известный испанский философ Х.Ортега-и-Гассет главным свойством элиты считал высочайшее чувство ответственности, а французский социолог О.Конт - рациональность. Элита строится не по принципу "голубой крови", а по принципу результативности и выдвигается самим обществом, которое занято постоянным усовершенствованием своих руководителей.

Но большинство современных политологов предпочитают структурно-функциональном подхода в объяснении феномена политической элиты. С этой точки зрения, элита располагается на вершине общественной пирамиды через важность функций управления. При этом признается, что фактор компетентности и профессионализма людей, которые принимают политические решения, имеют серьезные последствия для общества.

Относительно современного общества ставится вопрос о необходимости предоставить право решения экономических и социальных проблем элите экспертов. Политическая власть, таким образом, трансформируется в експертократію.

Либеральный подход при рассмотрении связи политической элиты с рядовыми гражданами выраженный в различных теориях демократического элитизма. Сущность этого подхода выражена в формуле: "элита должна править, чтобы власть народа выжила". Демократия понимается как правление элит, которое одобряется народом. Основы подобного понимания демократии были заложены М.Вебером еще в начале XX ст. Элита, согласно его трактовке, - это прослойка профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому пытается завоевать симпатии тех, кем управляет. Немецкий политолог ограничил формы политического участия масс только перед выборами, потому что не верил в возможность существования мудрого народа. Идеи М.Вебера получили дальнейшее развитие в теориях элитарной демократии Й.Шумпетера, С.Ліпсета, Р.Даля, Дж.Сарторі. В работах двух последних американских политологов была разработана теория поліархічної демократии. Так, в понимании Дж.Сарторі, демократия является, во-первых, селективной поліархією (принцип селективности предусматривает отбор через выборы среди конкурирующих меньшинств); во-вторых, поліархію „на основе достоинства".

Во второй половине XX в. до дискуссий о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделились два подхода:

1. Концепция плюрализма элит содержит следующие положения:

  • Элита неоднородна, а состоит из нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной отраслью деятельности. Плюрализм элит определяется разнообразием социальных групп: экономических, профессиональных, религиозных, демографических.
  • Общество выраженное большим количеством групп интересов политики, каждая из которых выделяет свою собственную элиту и контролирует ее.
  • Разделение на элиту и массу носят условный характер. Элиты "открыты" для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей масс.
  • Конкуренция между элитами затрудняет монополизацию власти со стороны одной из них.
  • Политическая власть рассредоточены между всеми конкурирующими группами.

2. Критическая (ліволіберальна) концепция элит связана с именем американского политолога Чарльза Райта Миллса. Оппонируя сторонникам плюралистического подхода, он главной идеей выдвинул тезис о однородность элиты. Элита - это прослойка людей, которые занимают стратегические командные должности, состоит из политиков, представителей бизнеса и военных. Совпадение основных интересов позволяет им принимать совместные решения, имеющие последствия для народа. Гомогенность элиты определяется близостью биографий, общностью стиля жизни, системой ценностей, которые разделяют. Миллс обратил внимание на такие средства консолидации элиты, как брачные связи; образование, которую представители элитарных кругов получают в одних и тех же престижных частных школах, а затем и университетах; дружеские связи; членство в аристократических клубах. Важнейшие решения, по мнению ученого, принимаются главным образом в рамках неофициального общения. Политолог сделал вывод о невозможности существования открытых элит: рекрутирование в элиту осуществляется со своей собственной среды. Доступ же к ней для представителей не элитарных слоев затруднен многими социальными барьерами. Миллс отверг тезис сторонников плюралистической теории о рассредоточения власти между группами. В отличие от них, он считал, что тенденцией современного общества является концентрация власти в руках единой элиты. Рассматривая общество в вертикальном разрезе, политолог выделил элиты как вершину пирамиды власти. На среднем уровне находятся группы давления на правительство, о которых рассуждают сторонники плюралистических теорий. В основе пирамиды расположена неорганизованная масса рядовых граждан, которые лишь подчиняются воле других и практически не оказывают влияния на элиту.

Каждая из рассмотренных теорий подвергалась критике со стороны многих политологов. Выдвинутые положения не всегда адекватно отражают действительность. Но неоправданным было бы игнорирование многих положений этих теорий при исследовании феномена элит разных стран.



Назад