Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

Теория жизненного цикла товара


В наше время научно-технический прогресс все больше влияет на международную торговлю. В распределении национального продукта промышленно развитых стран растет доля тех, кто разрабатывает все более сложные новшества, и тех, кто имеет достаточную квалификацию, чтобы применить их в производстве. Эта тенденция отражается на международной торговли. Изучение того, как технический прогресс постепенно становится доминирующим фактором в международной торговле, расширяет границы и одновременно ставит под сомнение упрощенный вариант теории соотношения факторов производства.

Однако научно-технический прогресс можно рассматривать как изменения в обеспечении факторами производства. Новая технология, которая удешевляет производство, эквивалентно увеличению производственного потенциала. Научно-технический прогресс - это рост потенциала знаний - фактора производства, выгода от которого оказывается в доходах от продажи патентов, лицензий, ноу-хау, других форм экспертных документов. В той мере, в которой новые методы производства (или управления) повышают производительность труда, капитала, земли, их можно рассматривать как соответствующее расширение предложения этих факторов.

Подход к технологии как фактора производства, который дает факторный доход, расширяет рамки теории Хекшера - Олина, что рассматривает обеспеченность факторами и различия в интенсивности их использования как ключевые моменты для объяснения структуры международной торговли. Учет научно-технического прогресса позволяет выявить закономерности изменения структуры международной торговли, что не может сделать статическая модель Хекшера - Олина.

В 1961 г. англичанин М. Познер (Г. Pozner) предложил теорию технического разрыва (Theory of Technological Gap), которая является особым частичным видом теории Хекшера - Олина с введенным в нее дополнительно технологическим фактором. Центральный пункт теории Познера: международная торговля вызывается техническими новшествами, которые возникают сначала в какой-нибудь отрасли в одной из стран, которые торгуют. Вследствие этого обмен техникой и технологией асимметричный. Страна-инноватор обладает временной квазімонополією на производство продукции (новой или с меньшими затратами) и экспортирует ее, импортируя ненаукомістку продукцию. Со временем технологический разрыв уменьшается вследствие передачи технологии, замещение импорта, внедрение альтернативных технологий в отсталых странах.

Упрощением, а следовательно, и недостатком теории технологического разрыва является то, что она не учитывает сознательного ограничения доступа к новым технологиям со стороны владельца. Предложенная в 1966 г. Раймондом Верноном (Raymond Vernon) теория международного жизненного цикла продукта (International Product Life Cycle Theory) учитывает нереалистичность мысли о универсальную доступность любой (в том числе новой) технологии для каждого производителя любой страны. Эта теория отражала реальность 60-х гг., когда разработанные для американского рынка товары начали постепенно распространяться в других странах.

Теория международного жизненного цикла продукта утверждает, что некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов - внедрение, рост, зрелость и упадок; производство этой продукции перемещается из страны в страну в зависимости от этапа цикла.

Изменение основных параметров, характеризующих этапы жизненного цикла товара, приведена в табл. 1.5.11.

 1.5.11t

На первом этапе (внедрение) разрабатываются нововведения в ответ на возникшую потребность. Как правило, главная роль здесь принадлежит промышленно развитым странам (ПРК). Определенные причины объясняют ведущую роль ПРК:

1) высокие доходы, позволяющие рисковать средствами во время исследований, результат которых заранее известен;

2) высокая конкуренция;

3) требовательные потребители с высоким уровнем образования, квалификации, доходов;

4) наличие ученых, квалифицированных инженеров, современного оборудования, технологий.

Как только изделие разработан, его еще необходимо усовершенствовать, и поэтому производство, как правило, размещается в странах, где товары были разработаны, или других странах со сходным уровнем жизни, хотя теоретически товар можно делать где угодно в мире.

Поскольку разрабатывают и выпускают новый товар в ответ на внутренние, а не внешние потребности, большинство продаж в период внедрения осуществляется на внутреннем рынке, и только незначительная часть продукции продается потребителям в других странах с аналогичными сегментами рынка. Обычно это страны с высоким доходом, потому что экономически новые товары относятся к предметам роскоши.

На этом этапе производственный процесс працемісткіший, чем на последующих этапах. Продукция еще не стандартизирована, производится за процессом, который дает возможность быстро изменять характеристики продукта в соответствии с обратной рыночной информации. Это увеличивает затраты труда по сравнению с автоматизированным производством, которое отличается большей капиталоемкостью. Основное оборудование, необходимое для крупносерийного производства, разрабатывается позже, чем принципиальная технология, поскольку на этом этапе роста сбыта может быть слишком неопределенным, чтобы гарантировать компенсацию больших затрат на разработку нового оборудования.

Тот факт, что США опережают другие страны в производстве новой продукции, для которой необходимы працемісткі процессы, помогает понять парадокс Леонтьева, который объясняет, почему США экспортируют в основном працемістку продукцию, хотя и имеют избыток не труда, а капитала.

США имеют экспортные преимущества в тех отраслях обрабатывающей промышленности, где труд производственных работников оплачивается наивысшее (космическая отрасль), но меньше - в отраслях с более низким ставкам заработной платы (швейная промышленность). Это объясняется тем, что уровень образования и квалификации американских рабочих обеспечивает эффективность их труда в еще не стандартизированном производстве; когда производство становится высокоавтоматизированным, американская рабочая сила становится менее конкурентоспособной (через высокую стоимость) потому, что и неквалифицированные (и дешевле) рабочие могут быстро и эффективно выполнять необходимые задачи (см. табл. 1.5.11).

На втором этапе (рост) страна нововведения параллельно с отечественным производством нового товара может начать его выпуск за рубежом. Кроме того, выпуск этого же товара может начать и иностранный конкурент, причем он может сделать это с помощью незначительных изменений в товаре, минуя патентная защита или приобрести какие-нибудь экспертные документы. Но в любом случае изготовлена продукция почти полностью остается в той стране, где создано новое предприятие. Это объясняется тем, что:

1) в этой стране расширяется рынок новых товаров;

2) для местных потребителей вводятся уникальные модификации товара;

3) местные расходы могут быть значительными через трудности, связанные с запуском производства;

4) транспортные расходы значительные;

5) высокие тарифы.

Поскольку сбыт увеличивается на многих рынках, появляются предпосылки для создания унифицированного технологического процесса и оборудования. Этому в определенной степени мешают многочисленные модификации, производимые конкурентами. Процесс производства все еще остается працемістким.

На третьем этапе (зрелость) мировой спрос на новый продукт начинает выравниваться. Замысел и технология производства нового товара становятся настолько отработанными, что дополнительные знания уже не столь необходимы для снижения затрат. Продукт становится более привычным и стандартизированным, поэтому его производство в стране с высоким уровнем технологии (ПРК) теряет смысл.

Производство товара перемещается в другие страны, которые могут использовать стандартную технологию уже, снижая себестоимость единицы продукции. Ниже себестоимость дает возможность увеличивать продажи в слаборазвитых странах (СРК).

Наконец, на четвертом этапе (упадок) технология и оборудование настолько совершенствуются, что для производства товара уже не нужна особая квалификация, и поэтому оно перемещается в СРК, которые имеют избыток дешевой рабочей силы. Рынки в ПРК сворачиваются быстрее, чем в СРК, потому что состоятельные потребители в ПРК тратят свой доход на новые товары, производство которых только-что в них начинается. Рыночные и стоимостные факторы заставляют удовлетворять необходимые потребности потребителей ПРК в зрелом товаре за счет его импорта из СРК.

На рис. 1.5.13 изображены ожидаемые закономерности внешней торговли новым товаром в течение цикла его жизни.

 1.5.13

Рис. 1.5.13. Закономерности внешней торговли новым товаром в течение его жизненного цикла

 

На ранних стадиях внедрения нового товара в производство начинается, например, в США (изобретение может быть сделан где угодно; имеет значение первенство в коммерческом производстве). В момент t0 США начинают экспортировать некоторое количество этого товара в другие ПРК. Через некоторое время эти страны сами осваивают его производство, возможно, через зарубежные филиалы, созданные американскими производителями. Такое перемещение производства за границу является вполне возможным благодаря великолепному потере американцами начальной технологической преимущества. Это очень выгодно для многочисленных новых производителей нового продукта, которые осваивают все более простую и стандартизованішу технологию. Наращивая выпуск, другие ПРК (Канада, Европа и Япония) в момент t3 становятся чистыми экспортерами этого товара. По мере старения и стандартизации технологии производства США окончательно теряют свое сравнительное преимущество и становятся чистым экспортером в момент t4. Можно предположить, что со временем и остальные страны сравняются с Канадой, Європою и Японией в освоении этой уже устаревшей технологии. В момент t5 цикл жизни продукта переходит в завершающую стадию, в частности относительно внешней торговли: он экспортируется в США и другие ПРК с СРК или новых индустриальных стран. Производство устаревшего уже продукта осуществляется в менее развитых странах том, что раньше или позже их преимущества, связанные с дешевой рабочей силой, будут преобладать отставание (к тому же оно сокращается) в техническом уровне, что позволит им экспортировать этот товар на базе сравнительного преимущества.

Преимущества теории международного жизненного цикла продукта заключаются в том, что она объясняет закономерности развития внешней торговли большой группой товаров, в том числе синтетических материалов, консервов (в Аргентине и Бразилии), хлопчатобумажных тканей и изделий (Пакистан, Индия), кожаных и резинотехнических изделий, бумаги, электроники, технологически сложных товаров, нефтепродуктов, конторского оборудования.

Недостатки этой теории:

1. Существует много видов продукции, которые не проходят все стадии жизненного цикла. К таким товарам относятся товары с очень коротким жизненным циклом, что делает невозможным снижение затрат с помощью перемещение производства из одной страны в другую; предметы роскоши, стоимость которых не имеет значения для потребителей; товары с такими высокими транспортными расходами, что их экспорт нецелесообразен независимо от этапа жизненного цикла; продукция, в отношении которой применяется стратегия дифференциации с тем, чтобы поддержать потребительский спрос без использования ценовой конкуренции.

2. Теория закрепляла за лидерство США, поскольку они его уже завоевали. Это делало бесперспективными попытки СРК добиться изменений своего состояния в международном разделении труда. Важные роли отводились странам Европы и Японии.

Теория не распространяется на продукцию ТНК. ТНК, как правило, внедряют новые товары почти одновременно на отечественном рынке и за рубежом по мере того, как они переходят от стратегии разнообразия внутренних рынков в глобальной стратегии. При этом ТНК исключают опережение и отставания, которые возникают во время перемещения товара из одной страны в другую. Кроме того, ТНК все больше производят за рубежом просто для того, чтобы получить преимущество за счет экономии в производстве, а не в ответ на рост зарубежных рынков.

Выводы

1. Теория международного жизненного цикла продукта утверждает, что много новых изделий сначала будут производиться в странах, где эти товары были изучены и разработаны. Это почти всегда ПРК, причем на США в последнее время приходилась значительная доля, хотя Япония и Германия смогли обогнать США, специализируясь на определенных видах продукции.

2. В течение жизненного цикла товара, который состоит из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), производство направляется к большей капиталоемкости и перемещается в другие страны.

3. Теория не распространяется на некоторые группы товаров и почти на все изделия ТНК.

4. Теория международного жизненного цикла продукта лишь утверждает, что когда и если научные исследования и разработки перестают быть решающим фактором сравнительной преимущества, производство переместится в страны, которые имеют сравнительное преимущество в других элементах затрат, например неквалифицированной работы.



Назад