Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Сущность политического лидерства


Одной из главных функций политической элиты является выдвижение из своей среды политических лидеров (от англ. leader-ведущий, управляющий). Лидеры выступают ключевыми фигурами политической жизни и реально влияют на общественные процессы. К таким принято относить индивидов, которые признаются обществом как руководители и получают в силу этого право на принятие политических решений. В роли лидеров могут выступать не только отдельные личности, но и целые организации: партии (КПСС в бывшем СССР), государства (США в современном мире).

Политическое лидерство как способ организации и реализации власти методом предоставления исключительных полномочий отдельным субъектам политики вытекает из самой природы человека. Развиваясь параллельно с эволюцией самого общества, лидерство на каждом историческом этапе приобретает своих специфических форм. Так, на ранних стадиях развития цивилизации оно проявлялось в виде силового доминирования отдельных индивидов. В период Античности авторитет лидера опирался на его знания и опыт, а именно лидерство существовало в виде наставничества. Феодальная эпоха создала тип лидерства, в основу которого был положен принцип принадлежности к семье или клана. Лидерство понималось как богоизбранности. Наконец, в Новое время (XX в.) сформировались две противоположные формы лидерства: одной из них (характерно для авторитарных и тоталитарных режимов) является вождизм, второй же (характерна для демократических режимов) - легальное лидерство, основанное или на назначении, или на выборе руководителя населением.

Несмотря на разницу в проявлениях, лидерство возникает универсальным явлением. Универсальность проявляется в единстве функций, которые во все исторические эпохи полагались обществом на лидеров.

К таким относятся:

  • диагностическая - люди ожидают от лидеров авторитетной, точной и своевременной оценки политической ситуации в обществе;
  • стратегическая - люди ожидают от лидеров выработки оптимального политического курса, что соответствует ситуации, которая сложилась в обществе;
  • мобилизующая - люди ожидают от лидеров постоянного обоснование верности данной ими оценки политической ситуации и их побуждения к действиям для достижения поставленных задач;
  • интегративная - люди ожидают от лидеров создание атмосферы, в которой различные общественные группы могли бы чувствовать себя единым целым;
  • патронажная и арбитражная - люди ожидают от лидера защиты от беззакония и произвола бюрократии, помощи при чрезвычайных и кризисных ситуациях;
  • персонификация политических явлений. Эта функция снимает ощущение безличности политических процессов, поэтому ответственность за значительные события общественной жизни, которые имеют как позитивные, так и негативные последствия, возлагаются на политиков. Например, процессы либерализации советской системы, выраженные термином "перестройка", в общественном сознании ассоциируются с именем михаила горбачева, а рыночные реформы в Украине - с именем В.Пинзеника.

Как значимый элемент политической системы лидерство вызывает постоянный и незатухающего интерес у ученых, которые высказывают самые разные взгляды на узловые его аспекты. Разные мысли вызывает вопрос о том, кого следует относить к лидерам. По мнению одних, лидерами являются все крупные политические деятели, которые исполняют управленческие функции: государственные чиновники высшего уровня, назначены на свои должности (например, министры) или выбранные на них (президент, парламентарии). Другие авторы, в противовес виказаній позиции, заявляют, что лидерство - это форма признания авторитета не всех политических руководителей, а лишь наиболее выдающихся. С этой целью они делят всех политических деятелей на крупных и обычных или вообще не признают последних такими. Выдающимся лидерам - спасателям нации или реформаторам (в Украине к таким относят Б.хмельницкого, который избавил украинский народ из-под польского гнета; в США - Ф.Рузвельта, который воплотил в жизнь программу выхода страны из кризиса; в Германии - Г.Коля, который сделал очень много для объединения страны) - противостоят руководители-менеджеры с гораздо скромнее миссией и более узкой сферой деятельности. Количество реальных лидеров, таким образом, значительно уменьшается. Она становится еще меньше, если подходить к вопросу о сущность лидерства с позиций третьей группы ученых, которые считают, что лидерство является неформальный, основанный только на авторитете аспект управления и как такой противостоит формальном руководству - управлению, основанному на значении официальной должности. В соответствии с данной точкой зрения, реально лидерами определяются только значительные общественные деятели, механизм взаимодействия которых с управляемыми строится на влиятельные силы авторитета, личной харизмы, а сами они при этом выступают в роли своеобразного персонифицированного центра национальной ориентации своего народа. Примером подобного лидерства является М.ганди.

Перечисленные подходы отражают отдельные проявления феномена политического лидерства. Думается, что правы те исследователи, которые считают, что лидерство - это явление комплексное и может совмещать в себе два аспекта: неформальный статус, связанный с субъективными возможностями и возможностями личности влиять на последователей, и формально-должностной, что дает право принимать политические решения и использовать разнообразные правовые и административные ресурсы. С этой точки зрения политический лидер - это любой участник политического процесса, активно влияет на него и стимулирует социальную группу или общество в целом на достижение определенной цели.

Нет единого мнения и о природе лидерства. Одни исследователи считают, что лидерство является результатом психопатологии личности. Одним из первых эту версию в XIX в. выдвинул итальянский врач Ч.Ламброзо в книге "Гениальность и божевільність". Он считал, что природа гениальности как в искусстве, науке, так и в политике имеет в основе психической аномалию. За Ч.Ламброзо, именно гениальным безумцам (революционерам, "пророкам", реформаторам), способным предвидеть потребности времени, народы обязаны ускорением исторического развития.

В XX в. трактовка лидерства как дефектов личности было продолжено в психоаналитических теориях. В рамках этого направления популярность получило составления психобіографій известных политиков, написанных, как правило, под влиянием теоретических идей основоположника психоанализа З.Фрейда или его ученика О.Адлера. З.Фрейд считал, что природа всех общественных институтов, в том числе политических, а также феномен лидерства связанные с проявлением двух основных инстинктов человека: сексуального, воплощаемого через энергию либидо, и агрессивного. Эта энергия может разряжаться различными способами, в том числе в социально принятых видах активности: в творчестве, профессиональной деятельности, спорте, политике. З.Фрейд обозначил этот процесс перевода энергии термином "сублимация". Но возможны патологические проявления этих инстинктов. С этой точки зрения жестокость, садизм и коварство известных тиранов (например, Нерона, Сталина) есть не что иное, как проявление невротической агрессивности. Кстати, эту идею З.Фрейда развивает современный американский психоаналитик Д.Ранкур-Лафррієр. В книге "Психика Сталина" он высказывает версию о сформирован в детстве у будущего вождя комплекс незащищенности, который затем перерос в желание мести - "бить", уничтожать оппонентов. Могущественное влияние на исследования природы лидерства повлекли идеи ученика З.Фрейда - О.Адлера. Согласно этому учению, источником стремление индивида к власти и превосходства есть ощущение собственной неполноценности. Комплекс неполноценности берет начало в раннем детстве (переживания детской незащищенности и зависимости от родителей, физических дефектов) и позже компенсируется в различных формах поведенческой активности. Сторонники этой теории пытаются доказать ее, используя ссылки на исторические примеры: американский президент Ф.Рузвельт, который страдал от паралича, шведский король Карл XII и Наполеон, низкий рост которых будто определил их ориентацию на завоевательную политику. Идея О.Адлера о возможности патологической компенсации (гиперкомпенсации) неполноценности лежит в основе трактовок феноменов тирании Сталина (физические недостатки) и А.гитлера (сексуальные проблемы, неудача при вступлении в венской Академии искусств). Несколько другой вариант понимания природы лидерства предложил американский политолог Г.Лассуелл. Желание власти, свойственное отдельным людям, является попытка компенсации неадекватной самооценки (чувство моральной и интеллектуальной неполноценности, ощущение слабости, ощущение собственной посредственности) или какой травмирующего события детства. За Г.Лассуеллом, пережитое в детстве чувство стыда является ключом для понимания природы лидера-агитатора (потребность обличать других), а крах детских и юношеских надежд объясняет феномен лидера-теоретика. В поле внимания политических психологов этого направления находятся проблемы мотивации лидерства, то есть побудительных причин, которые заставляют людей стремиться к власти, стили лидерства, а также вопросы ранней социализации будущих политиков, в том числе влияние взаимоотношений в семье на формирование самооценки и мотивов самореализации в политике. Однако вряд ли будет верно рассматривать феномен лидерства только как компенсацию психологических дефектов личности. Несогласные с этим исследователи предложили другие теории. Одна из самых оригинальных версий была предложена Л.Гумільовим. Импульсом к лидерству является пассионарность - особый вид энергии, особая страсть, присущая только отдельным людям и направлена на преобразование окружающего мира. По мнению ученого, Наполеон, Александр Македонский и другие исторические личности - примеры пассионариев, которые сумели сломать инерцию традиции и дали пассионарный импульс для исторического взлета своих народов.

В 40-50-х гг. XX в. в западной политологии получила распространение теория рис, которая объясняла феномен лидерства врожденными личными качествами: энергичностью, компетентностью, остротой ума, способностью брать на себя ответственность, храбростью и т.д. Но сторонникам этого направления не удалось прийти к общему мнению относительно тех черт, которые обязательны для выдвижения индивида в лидеры. Количество этих рис начислялась десятками в одних и достигала двухсот у других. Следует признать, что действительно, позиция лидерства требует проявления особых качеств. Вряд ли нерешительная, закрытая и неспособна к общения человек будет пытаться реализовать себя в политике. Но эти теории не учитывали того, что не все в политике зависит от качеств лидера. Если бы положение индивидов в системе властных отношений определялось только врожденными качествами и психологической ориентацией на доминирования и подчинения, не было бы самого факта политической борьбы. Последняя же доказывает, что природа лидерства определяется и другими факторами, внешними по отношению к человеку: отношением избирателей до политика, организационной поддержкой, возможностью использовать преимущества своего должностного положения в предвыборных кампаниях. Эти факторы были учтены в концепциях, которые пришли на смену теории рис.

Ситуационная теория настаивает на том, что лидеров формирует ситуация: место, время, обстоятельства. Каждая ситуация выдвигает на передний план тех людей, которые способны ее решить, а потому разные обстоятельства требуют появления качественно различных лидеров. Так, например, митинговая стихия делает востребованным тип политика-агитатора, но этот человек может оказаться неэффективной как политик, способный предложить программу выхода страны из кризиса. И наоборот, политик-теоретик может чувствовать себя беспомощным в роли публичного лидера на митинге, поскольку ситуация изменилась, и от него требуются качества оратора, способного понятно и эмоционально объяснить собственное видение общественных проблем.

Теория определяющей роли последователей развивает тезис о том, что лидеров "делают" окружающие их последователи. Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на выражение потребностей других людей. Существуют различные версии этой теории. Согласно одной из них лидер способен распознать потребности и интересы своих последователей и предложить им программу их осуществления. По другой версии лидер - лишь марионетка в руках своей группы и выполняет ее прямые указания.

Наконец, еще одна группа ученых защищает точку зрения, согласно которой лидерство является результатом совокупного воздействия целого ряда факторов, в том числе и указанных выше (интегративная теория). Лидерство возникает многомерным явлением, что определяется целым комплексом переменных величин, среди которых: индивидуальные черты лидера (субъективные качества, мотивация, которая определяет стремление к лидерству), факторы внешнего относительно индивида среды (ситуация, характеристика последователей), а также механизм его взаимосвязи с последователями.



Назад