Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Стили и типы политического лидерства


Многогранность феномена лидерства проявляется в существовании различных лидерских типов и стилей.

Стиль лидерства как стойка воспроизводимая отличительная модель осуществления лидером своих функций фиксирует своеобразие его поведения, характер взаимодействия с близким окружением и последователями, ценностные ориентации, особенности принятия решений и ряд других факторов. Психологи и политологи выделяют различные стили лидерства в зависимости от определенных признаков.

1. Самая распространенная типология акцентирует внимание на характере взаимоотношений политика с ближайшим окружением (командой политика).

В соответствии отличают:

  • авторитарный стиль, который предусматривает единоличный направляющий влияние лидера. Главный метод руководства-директивы, приказы и поручения, основанные на угрозе применения наказания. От подчиненных требуется безотказное исполнения его воли и преданность;
  • демократический стиль. В этом случае для лидера характерно учета интересов и мнений окружающих его людей, привлечение их к принятию решений и стимулирования инициативы. Главный метод руководства - поощрения и похвалы окружающих;
  • отстраненный стиль проявляется в пассивной позиции лидера при осуществлении им управленческих функций и предоставлении достаточной самостоятельности исполнителям, а также в желании избежать возможных конфликтов. Основной метод руководства - просьба, убеждения, советы. Возможны ситуации, когда именно ближайшее окружение начинает манипулировать политиком.

При рассмотрении стилей политического лидерства не потеряли актуальности и идеи Н.макиавелли и В.Парето о политиков-лис и политиков-львов. Лидерский стиль первых будет определяться преобладанием таких качеств, как осторожность, способность к лавіювання, попытки достичь компромисса. В поведении же львов будет преобладать прямолинейность, решительность и склонность к использованию силовых ресурсов.

2. На основе такого критерия, как отношение лидера к изменениям и способности к инновациям, выделяют:

  • консервативный стиль. Консервативные лидеры ориентированы на руководство в соответствии с нормами, что ранее установились. Их сильными сторонами являются выдержка, верность делу, терпимость, внимание и умение предвидеть обстоятельства;
  • инициативный стиль проявляется в способности лидера выходить за рамки общепризнанных правил управления и в генерации новых идей. Для инициативных политиков типичные, с одной стороны, решительность, смелость, упорство при достижении цели, с другой же - чрезмерная требовательность, неумение изменять поставленные задачи, импульсивность, попытки очень много брать на себя. Относительно общественного деятеля инициативный стиль, в свою очередь, может проявляться в нескольких формах:
  • реформационные лидерство - лидер ставит задачу постепенного эволюционного преобразования политической реальности;
  • революционное лидерство - лидер ориентирован на задачи фундаментального изменения общественной системы в целом или отдельных ее сфер;
  • реалистичное лидерство - политик выдвигает адекватные ситуации задача, учитывает наличие ресурсов для их достижения и прогнозирует возможные последствия;
  • авантюристические лидерство - при принятии решений политик руководствуется эмоциями, а не трезвым расчетом, стремится к достижению завышенных или рискованных задач.

3. В зависимости от цели, на которую ориентирован политик, выделяют:

  • инструментальное лидерство, которое сконцентрировано на достижении поставленных задач и соответственно требует от лидера и его команды высокого уровня компетентности;
  • эмоциональное лидерство, ориентированное на установление добрых отношений с последователями.

4. Многогранность феномена политического лидерства, которая включает в себя стиль руководства, доминирующие черты характера, мотивацию к лидерству и образы лидера, существующие в сознании его последователей, побудила к жизни разнообразные варианты типологий лидерства. Одна из самых популярных типологий опирается на идею М.Вебера об различные типы легитимности.

В зависимости от природы авторитета, на котором построена власть лидера, в политологии выделяют:

  • традиционное лидерство, которое предусматривает влияние, основанный на вере последователей в святость традиций (монархи, старейшины и вожди племен);
  • харизматичное лидерство, который формируется на основе веры населения в исключительные личные качества лидера;
  • рациональное лидерство. Ресурсы влияния лидера основаны на факте назначения или избрания его на определенную должность. Именно такой легитимностью владеет большинство современных президентов и глав исполнительной власти.

Типология М.Вебера не потеряла актуальности и сегодня. Наибольший интерес вызывает феномен харизматического лидерства, а точнее условия, определяющие возможность его появления. В первую очередь подобное лидерство бывает востребованным в чрезвычайных ситуациях. Общество испытывает потребность в появлении лидера, который бы мог подняться над корпоративными групповыми интересами, сплотить нацию и предложить ей программу выхода из кризиса. Известны случаи, когда харизматический авторитет укреплял собой легальную легитимность (Ф.Рузвельт). Отсутствие экстремальных условий не исключает возможности появления харизматических лидеров, которые ассоциируются в массовом сознании с сильным типом личности, способным добиваться поставленных задач. Харизматический авторитет, кроме того, требует постоянного подкрепления. Это могут быть успехи антикризисной программы, рост благосостояния, успехи во внешней политике. Иначе связь лидера и последователей ослабевает, а сам политик теряет свою популярность. Примером является политическая биография Ш. де Голля-национального героя и президента Франции. Последние годы его президентства характеризовались негативным отношением со стороны населения к политике, которую он проводил. После поражения на референдуме де Голль объявил о своей отставке.

Любой современный политик хотел бы владеть харизматичной популярностью. Но не все из них обладают ярко выраженными личными качествами. В этом случае ближайшее окружение может попробовать искусственную харизму. Для этого будут использоваться мифы, призванные закрепить его богоизбранности и великое предназначение. Это может проявиться и в детальной виду до всех этапов жизненной биографии политика, в награждении его различными почетными званиями и наградами.

5. Лидерство - явление многофункциональное и требует от политика выполнения самых разнообразных ролей. В одних он будет более успешным, в других - нет. Поэтому многие типологий лидерства построены с учетом доминирующей функции лидера.

Так, например, Г.Лассуелл различил три типа лидерства:

  • лидер-идеолог, который манипулирует идеями, концепциями общественной перестройки (К.Маркс, Мао Цзэдун, А.линкольн);
  • лидер-агитатор, который манипулирует эмоциями, настроениями последователей, который умеет захватить массы (Ф.Кастро, М.Л.Кінг);
  • лидер-организатор, который манипулирует ситуациями. Большинство современных политиков выступают в роли администраторов и менеджеров.

Правда, сам ученый не исключал, что политик может эффективно сочетать в себе три функции, и видел пример этого в В.Леніні.

Социальные психологи выделяют большое количество функций, которые входят в круг обязанностей лидера как первичных, так и более крупных организаций. Большинство из них распространяется и на феномен политического лидерства.

Это позволяет выделить базовые типы лидерства, которые дополняют классификацию Г.Лассуелла:

  • лидер-плановик, ориентированный на методы и средства, которые позволили бы достичь намеченных задач;
  • лидер-эксперт, который олицетворяет собой профессиональную компетенцию.

6. Авторитет многих политиков основывается на личной репутации экономистов или юристов, а также на технократичній репутации той команды консультантов и помощников, на которую он опирается.

Профессиональная компетентность лидера заключается в его способности сплотить вокруг себя команду экспертов, способную разработать эффективные экономические и политические программы:

  • лидер - "ключник" является "лицом" группы, которую он выражает во внешней среде и от имени которой действует;
  • лидер-третейский судья и миротворец. Политик ориентируется на решение социальных конфликтов, на роль судьи, гаранта общественной безопасности. Этот тип политика отражает, с одной стороны, стремление различных сегментов элиты иметь арбитра, который гасил бы ее корпоративные конфликты, а с другой - стремление населения иметь защитника от произвола бюрократии и возможных рисков, вызванных конфликтными общественными отношениями или экономическими трудностями;
  • лидер-"символ". Многие общественно-политических движений идентифицируются с именами своих учредителей или наиболее ярких лидеров. Сам лидер часто выступает эталоном политического поведения членов группы. Лидер-"символ" может выступать в различных ипостасях: воплощает собой религиозность (Р.Хомейні), общественно-политическую (И.сталин, А.Сахаров) или национальную ориентацию (О.бисмарк как воплощение "немецкости");
  • лидер-"отец". Политик подобного типа концентрирует в себе весь набор ролей, ожидаемых от него его последователями. Политик идентифицируется с идеалами группы или всего населения и впитывает в себя положительные эмоции и чувствует преданность со стороны своих последователей. Возможны ситуации, когда составляется культ личности, под которым понимают крайнюю, максимально завышенную оценку функций и роли политических лидеров в истории, включая их обожания. Чаще всего он встречается в обществах с патриархальным и підданицьким типами политической культуры, при тоталитаризме. Важнейшим следствием культа может стать большая концентрация политической, духовной, экономической и других типов власти в руках одного человека;
  • лидер - "офірний цап". Как справедливо отмечают психологи, насколько лидер может быть объектом положительных ощущений в случае достижения группой поставленной цели, настолько же он может служить мишенью для обвинений в случае неудачи. На политика переносится ответственность за неудачный экономический и политический курс, за политическую нестабильность, за падения престижа страны на международной арене.

Внешние факторы, влияющие на формирование политического лидера.


Формирование того или иного типа и стиля политического лидерства определяется комбинацией факторов как субъективного характера (личностные качества политика как человека), так и целым рядом внешних по отношению к личности обстоятельств. Среди последних факторов в наибольшей степени политическое лидерство определяют такие:

1. Политико-исторические факторы. Важнейшие из них - особенности политического режима, что уже само по себе является залогом появлением авторитарных или демократических лидеров оппозиции, и основные способы рекрутирования в элиту. Наконец, политическое лидерство может быть определено доминирующим вектором развития общества: форсированный, революционное развитие общества, как правило, приводит к созданию авторитарных тенденций в руководстве, а эволюционный путь - демократических.

2. Политическая культура. Речь идет о влиянии на политика доминирующего в обществе типа политической культуры, которая включает в себя народные стереотипы идеального политика, а также ориентацию на допустимые правила политической борьбы. Например, в патриархальной культуре доминирует ориентация на лидера-героя, в підданській - на лидера-"отца", лидера-хозяина, лидера-вождя, а в гражданской - на лидера-служителя, лидера-администратора.

Фактор политической культуры определяет и общую направленность выступлений политиков. В Украине, где всегда актуальным был вопрос: "Кто виноват?", население более склонно доверять тому, кто больше критикует и обвиняет. Исследователи американской электоральной культуры отмечают другой интересный факт: политики, которые выступают с плохими прогнозами, в большинстве случаев терпят поражение.

1. Ситуационный фактор. Человечество всегда осуществляется в контексте конкретной экономической, политической, социальной и международной ситуации. Роль ситуации предопределяется ее влиянием на выдвижение первоочередных задач руководства, на создание условий, в пределах которых лидеру придется действовать, определяет круг потенциальных сторонников и оппонентов, оказывает влияние на формирование определенного типа политика. Например, ситуация войны или кризиса продуцирует тип жесткого политика.

2. Потенциал организации, на которую опирается политик, в том числе ее способность к проведению эффективной электоральной политики во время выборов, ее имидж и политическая доктрина. На политика переносится образ его организации, что усиливает позитивное или негативное восприятие политика массами.

3. Характеристики последователей: их предпочтения, ожидания и ориентации, стереотипы мышления.


Индивидуальные черты, которые влияют на формирование лидера.


Кроме указанных факторов, характер лидерства определяется индивидуальными чертами политика.

Особистіші политика качества: моральные, организационные качества и способности, которые определяют профессионализм в сфере управления. Вопрос о том, какие качества необходимы для успешной политической деятельности, остается открытым.

Но, видно, среди них может быть и комбинация таких:

  • способность аккумулировать и отражать в своей деятельности интересы широких масс;
  • способность подчинять своей воле окружающих;
  • определенную степень амбициозности;
  • высокая работоспособность и владения собой;
  • мужество брать на себя инициативу и ответственность за собственные действия и действия своих сторонников;
  • способность выдвигать новые политические идеи, комбинировать и совершенствовать ранее выдвинутые;
  • умение выстраивать из разрозненных идей целостные программы политических действий;
  • решительность в отстаивании своей позиции;
  • способность получать выгоду из любых изменений политической ситуации;
  • интуиция, что позволяет принять нужные решения в нужное время.

Естественно, что у каждого крупного политического лидера очерченные качества четко проявляются индивидуально. Отдельные черты приобретают доминирующего характера, другие отходят на задний план. Кроме того, лидеров отличает наличие многих чисто индивидуальных, присутствующих только им, рис, что формирует особый стиль лидерства.

Среди других личностных характеристик, детермінуючих характер лидерства, исследователи выделяют:

  • представление политика самого себя, качество самооценки;
  • мотивацию, что определяет политическое поведение;
  • систему политических убеждений;
  • стиль принятия политических решений;
  • стиль межличностных отношений;
  • устойчивость к стрессу.

Политическое убеждение, самооценка и мотивация получения власти налагают наибольший отпечаток на выполнение политиком своих ролей. Идеальный пример политического лидерства-это политик с адекватной самооценкой и мотивацией на достижение общественного блага. Завышенная или заниженная самооценка лидера государства может иметь неоднозначные последствия для внутреннего и международного положения страны: попытка доказать себе и окружающим собственную значимость может привести к принятию хоть и эффективных, но в то же время рискованных за своими последствиями политических решений. Столь же разнообразными могут быть побуждающие мотивы, которыми руководствуется политик в своем стремлении к власти: это может быть одновременно и мотив выполнение долга перед своими последователями, и мотивы личного самоутверждения.

В зависимости от того, какой мотив становится доминирующим, исследователи выделяют соціоцентричний і эгоцентричный типы лидерства:

  • политик первого типа рассматривает власть как служение класса или обществу в целом. Власть для него - это средство решения какой-либо общественной проблемы и способ достижения общественных идеалов;
  • политик второго типа может также рассматривать власть инструментально. Как и в первом случае, власть - тоже средство, но теперь уже средство, которое позволяет достичь личного материального достатка, никаких привилегий более высокого статуса и престижа. Наконец, для второго лидера наиболее важным является обладание властью как таковой. Исходным компонентом потребности во власти может быть "азарт игры" - победить соперника и подняться над обстоятельствами (тип лидера-авантюриста), желание реванша или потребность в компенсации чувство неполноценности. Можно утверждать, что во многих известных тиранов преобладал компенсаторный мотив власти, который к тому же был усилен невротической агрессивностью (Калигула, Гитлер, Сталин). Выделение типов политиков на основе доминирующих стимулов для достижения власти носит условный характер; это означает, что одни мотивы не обязательно исключают другие.


Назад