Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Выборы: понятие, принципы


Избирательная система является важной составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - осуществляет непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особом научном направлении - псефології. Понятие "избирательная система" используется в двух значениях. В широком смысле понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком смысле избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределение мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Кроме выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот), наследование власти (при монархической форме правления), назначение на должность высшим должностным лицом. В условиях демократии выборы являются главной функцией политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

До главных функций выборов можно отнести такие:

  • артикуляция интересов различных социальных групп;
  • мирное решение конфликта между политическими актерами, претендующих на власть;
  • легитимация структур власти;
  • политическая социализация и мобилизация граждан.

Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить истинную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р.Таагепера и М.Шугарт определили как "выбор без выбора".

Подобная практика может иметь различные проявления:

  • правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую избирательную позицию (такая практика существовала в СССР в 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);
  • выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соревнуются между собой за голоса избирателей.

Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, что является лишь формально багатопартійними, способные ограничить право выбора:

  • правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для главного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;
  • создается привилегированное положение отдельных кандидатов, которые пользуются преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;
  • фальсификация итогов голосования;
  • введение различных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и т.д.) и предвыборную агитацию.

Соблюдение общих принципов, которые признаются мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократического характера.

1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.

2. Периодичность выборов, позволяет гарантировать переменность выборных лиц по итогам голосования.

3. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право выбирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с восемнадцати лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.

Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее десяти лет, в Ирландии этот ценз выраженный в требовании иметь место для сына.

Ценз гражданства распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше двадцати лет. В Украине кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе тридцати пяти лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе двадцати одного года.

Имущественный ценз - владение имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство об образовании. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые перед избирателем, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов партии лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избраны в Палату Общин.

Принцип всеобщего избирательного права утверждался в мере того, как процессы демократизации смягчали цензу ограничения. Сначала избирательные права получили взрослые богатые и образованные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладали только 4% взрослых мужчин. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971, p. а в Лихтенштейне - до 1986 г.

4. Альтернативность выбора предусматривает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы с одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнена. Например, реально на власть претендует один кандидат, а другие приглашаются ним для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставление реальных возможностей для презентации своих программ всех кандидатов.

Это означает:

  • равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражена в формуле "Один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например, на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системе голосования;
  • от одинакового количества избирателей выбирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности выборных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый "вес".

Принцип равенства избирателей наблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были поделены на четыре курии: землевладельцы (крупные помещики); мещане, что владели недвижимостью; крестьяне-домогосподарі и рабочие. Норма представительства от курий была разной. Наибольшее количество депутатов была избрана от первой курии, хотя наибольшее количество избирателей была представлена рабочей курией. В настоящее время в некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).

Известны и другие способы нарушения этого принципа:

  • неравномерное по численности нарезки избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинакова. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательства большинство стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей в округах. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е годы XX века. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа в зависимости от демографической динамики и итогов переписи каждые десять лет перенарізаються;
  • манипуляции с определением географических границ округов. Подобная практика позволяет любым политическим силам за помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать предпочтение "своим" кандидатам в других;
  • наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г., наряду с голосованием в избирательных округах, предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.

5. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма в отношении политических партий (кандидатов), которые победили со стороны субсидуючих групп. Государство берет на себя финансирование или всех зарегистрированных кандидатов, или тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки.

6. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.

7. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования). Тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам, что определяется словом абсентеизм. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это негативно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которых появилась меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих небагаточисленних сторонников на выборах. В абсентеизма есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает затраты на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишения на определенный срок водительских прав. В Турции предполагается заключения на определенный срок. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинах.

8. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверия к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их тратят на избирательную кампанию.



Назад