Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Типы избирательных систем


Избирательная система в узком понимании этого термина - это способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. В разных странах избирательные системы будут отличаться по многим параметрам. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими задачами. Как отмечают Р.Таагепера и М.Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилам легче манипулировать, они позволяют создать предпочтение нескольким сильным партиям и свести на нет роль мелких партий или наоборот дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы являются различными модификациями двух основных типов: мажоритарной і пропорциональной.

Мажоритарная система. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший больше всего голосов). Избирательные округа здесь есть одномандатным, то есть от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе в отношении их (простое) большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, потому что обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном преимуществе. Но может случиться так, что за партию, которая победила, проголосует меньшинство избирателей (остальные голосов заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и т.д.

Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

  • система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, принимают участие два кандидата, которые добились лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное);
  • альтернативное голосование. Используется при выборах в низшую палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) напротив фамилий тех, кому отдается наибольшее преимущество (рейтинговое голосование). Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми преимуществами, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам других преимуществ. Затем исключаются кандидаты с наименьшим количеством первых и вторых преимуществ. Перераспределение голосов происходит до того времени, пока один из кандидатов не наберет абсолютное количество голосов.

Очень редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка двух третьих или трех четвертых от общего количества поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов парламента).

Пропорциональная система. Пропорциональная система предусматривает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) или несколько округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Содержание этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности в этой системе есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте или не может ее создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также избыточное фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер)- наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Как правило, в разных странах это 2-5%.

Существует много вариантов пропорциональной системы голосования:

  • система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всей страны в пределах единого общенационального округа;
  • система с региональными партийными списками предусматривает формирование нескольких округов (Австрия, Скандинавские страны, Испания, Греция и т.д.);
  • система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, включенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньше шансов на победу;
  • система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому из ее кандидатов, то есть избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференційоване голосования). Делается это разными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); располагает кандидатов по степени значимости (Швейцария, Люксембург и др.).

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее недостатков выделяют такие:

  • не отражает реального положения политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда победившей стороной является кандидат, набравший более половины голосов от общего их количества. Но даже если одна сторона вступает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до двух третьих голосов, поданных за кандидатов, которые не прошли. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
  • порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы - 17% голосов и всего 7% мест;
  • устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может создать "искушение" махинаций с определением их границ и численности избирателей для получения избирательной выгоды;
  • возможность преобладание региональных (местных) интересов над общенациональными;
  • приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

  • обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
  • сокращает количество "неучтенных" голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалось неучтенной более одной четвертой голосов, и еще реже это число приближается к одной второй;
  • позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
  • стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

Но у этой системы есть слабые стороны:

  • слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
  • зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
  • порождает большее количество фракций в парламенте, что соревнуются между собой и как следствие - негативно влияет на стабильность работы последнего;
  • способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
  • потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В некоторых странах (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предусматривает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Это же вопрос поднимается и в Верховной Раде Украины.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных отношений.

Западный политолог Р.Кац, проводя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к таким выводам:

  • пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях относительного большинства;
  • в двухпартийной системах идеологические позиции партий постепенно приближаются;
  • партии, которые конкурируют в малых округах, будут преимущественно ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, которые конкурируют в крупных округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М.Дюверже вывел закономерность, которая получила название "закона М.Дюверже". В соответствии с этим законом, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпалатной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезного" (стратегического) голосования, то есть голосование за крупные партии, которые имеют шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии или обречены на постоянную поражение, или вынуждены объединяться с одной из партий- "фаворитов". Мажоритарная система в два тура способствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, которые зависят друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящая из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Замечена М.Дюверже закономерность не является абсолютной и предусматривает исключение.



Назад