Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

Теория подобия стран, или теория спроса, что пересекается


Значительная доля международной торговли осуществляется между странами с аналогичными характеристиками - между промышленно развитыми странами, которые имеют населения с высоким уровнем образования и размещены в умеренном климате. Все рассмотренные традиционные теории международной торговли базировались не на сходстве стран, а наоборот, на их различиях.

Одну из первых попыток объяснить особенности современной международной торговли сделал Стефан Бы. Линдер (Stefan В. binder) в 1961 г. в своей работе "An Essay on Trade and Transformation". Рассматривая особенности технологически новых товаров (холодильники, телевизоры), с которыми американские фирмы вышли на европейский рынок в 40-50-х гг., он обратил внимание на то, что основные открытия, положенные в основу разработки этих товаров, были сделаны европейцами. Эти открытия практически были воплощены в Америке в виде технологически новых товаров, которые затем завоевали внешний рынок в Европе. Богатый американский потребитель оказался схильнішим к потреблению новых дорогих товаров. Затем с ростом жизненного уровня европейцев новые американские товары нашли путь в Европу.

С. Линдер сделал вывод о том, что технологически сложные изделия создаются фирмой как реакция на потребности, которые уже существуют, то есть прежде всего на потребности внутреннего рынка. И только после расширения производства, после насыщения внутреннего рынка фирма стремится захватить внешний. Выходить на внешний рынок фирма будет на базе товара, подготовленного ею для национальных потребителей, следовательно, структура потребления страны-импортера должна быть максимально приближена к структуре потребления страны-экспортера.

Таким образом, вопреки теории соотношения факторов производства, не только различия, но и сходство между странами может быть предпосылкой для торговли.

Теория подобия стран (Country-Similar Theory) утверждает, что, разработав новую продукцию в ответ на найденную рыночную потребность на внутреннем рынке, производитель затем обращается к рынкам, которые найподібніші к рынкам его страны. Эта теория - одна из немногих новейших теорий, которая объясняет международную торговлю преимущественно со стороны спроса, а не предложения. Графическая иллюстрация теории подобия стран изображена на рис. 1.5.14.

 1.5.14

Рис. 1.5.14. Спрос, что пересекается, как основа для международной торговли

 

На рис. 1.5.14 прямая X изображает зависимость между уровнем дохода и качеством товаров, которые потребляются. Наклон этой прямой X свидетельствует, что чем выше уровень дохода, тем более качественный товар покупает потребитель. Предположим, что существует две страны - страна 1 и страна 2. Доход жителей первой страны находится в промежутке от А (минимальный доход) в С (максимальный доход), а качество товаров, которые они покупают при таком доходе - в промежутке от А' (минимальное качество) до С (максимальное качество). Доход жителей другой страны несколько выше, чем первой, и находится в промежутке от В (минимальный доход) в D (максимальный доход), а качество товаров, которые они покупают при таком доходе - в промежутке от В' (минимальное качество) до D' (максимальное качество). Торговля между странами 1 и 2 будет осуществляться теми товарами, качество которых содержится в промежутке от В' к О, где требования к качеству потребителей обеих стран пересекаются. Чем больше потребителей в двух странах имеют одинаковые доходы, тем выше уровень торговли. Или иначе, чем больше пересекаются структуры спроса в стране-экспортере и импортере, подкрепленные высоким уровнем дохода, тем выше уровень торговли между ними. Это и есть феномен спроса, что пересекается (overlapping demand), открытый Стефаном Ліндером.

Рынки в ПРК могут иметь аналогичные характеристики спроса, но существуют различия в том, как ПРК специализируются для того, чтобы обеспечить себе приобретенные преимущества в международной торговле. Например, англичане являются лидерами в производстве авиационных реактивных двигателей; итальянцы - ювелирных изделий из драгоценных металлов, обработанного строительного камня, шерстяных свитеров, кожевенного и резиновой обуви; японцы - телевизоров, магнитофонов, мотоциклов, фото - и термокопіювальних установок, камер и диктофонов; немцы - синтетических органических красителей, самолетов грузоподъемностью свыше 15 т, ротационных печатных машин; американцы - самолетов, деталей для конторского оборудования, экскаваторов, грейдеров, компьютеров.

Недостатком теории подобия стран является то, что когда разрыв в уровнях доходов различных групп населения очень значительный, применение ее для объяснения международной торговли является очень ограниченным. Например, все жители страны 1 имеют минимальный уровень дохода А, и только один человек - максимальный С, а в стране 2, наоборот, одно лицо имеет минимальный уровень дохода В, а все остальные - максимальный D, то торговать в таком случае могут только два человека, хотя сечение в качестве товаров, интересующие жителей обеих стран, является существенным.

Преимущества теории заключаются в том, что она объясняет торговлю между подобными странами.

Выводы

1.в соответствии с теорией подобия стран значительная доля объема международной торговли в наше время приходится на торговлю изделиями между промышленно развитыми странами, потому что у них есть подобные сегменты рынка. 

2.Теорія подобия стран объясняет международную торговлю не со стороны предложения товаров, а со стороны спроса на них.

3.Торгувати две страны будут теми товарами, качество которых примерно одинакова.

4 . чем больше людей в странах, которые торгуют, имеют одинаковые доходы, тем выше уровень торговли.



Назад