Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая социализация


Усвоение человеком политической культуры, политических ролей происходит в процессе социализации. Это сложный непрерывный процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека. Сущность политической социализации заключается в формировании качеств, ценностей, необходимых для адаптации к данной политической системы и выполнения определенных политических ролей.

Выделяют два этапа социализации - первичную и вторичную. Первичная социализация начинается с раннего детства.

Психологи и политологи придают этому этапу большого значения, характеризуя его с позиции двух принципов:

  • принципа первичности: то, что усваивается первым усваивается лучше;
  • принципа структурирования: то, что усвоено первым, в дальнейшем структурирует весь последующий процесс усвоения (обучение).

Таким образом, именно в детстве закладывается фундамент всей последующей социализации, в том числе и политической, причем сформированы ориентации и политические преимущества будут наиболее устойчивыми. На этом этапе индивид приобретает первые знания о мире политики, о фигуры власти. Основными агентами социализации будут выступать родители, учителя и ровесники, СМИ.

Сначала главными агентами социализации являются родители, причем именно они выступают для ребенка первыми фигурами власти. Система поощрения или наказания, которая используется родителями, формирует первые представления о системе контроля и санкции. В семье происходит знакомство с моральными, социальными, религиозными ценностями. Наконец, от родителей дети узнают о партийную принадлежность, о выборах, о политических лидеров. Западные политологи отмечают, что много молодых людей (например, более половины молодых американских избирателей) голосуют за те же партии, что и их родители. Наряду с прямым можно говорить о косвенном влиянии семьи. Модель внутрисемейных отношений, авторитарность власти родителей и степень свободы, предоставленная ребенку, может повлиять на формирование установок на участие в политике.

Первичная социализация продолжается в школе. В начальной школе дети продолжают знакомство с системой власти, которая предоставлена самой организацией учебного процесса (например, чередованием занятий и перерывов). Подобным образом дети учатся принимать социальный порядок. В школе дети узнают о государственные символы, национальных героев, получают уроки патриотизма. В средней школе прямая политическая социализация осуществляется через специальные учебные курсы (история, литература, право, обществознание), которая содержит в себе определенный политический (идеологический) содержание, направленный на воспитание "толерантных" граждан, востребованных этой политической системой. Наконец, много политических партий непосредственно работают с подростками и создают детские и молодежные объединения.

Фактором социализации выступает и ближайшее окружение индивида: друзья, ровесники, соседи. Причем ценности и установки, которые формируются под влиянием этих агентов, могут противоречить ценностям, которые пытаются привить школа и государство. На первый взгляд, группы ровесников не имеют отношения к политической социализации. Чаще они пользуются подростками как фактором, который противостоит родительском давления в том числе для защиты своего жизненного стиля, своей субкультуры, но не политики. Но именно в среде ровесников подростки вовлекаются в норм группового поведения, учатся защищать свою точку зрения и т.д.

Вторичная (продлена) социализация характеризуется формированием собственного отношения к политической системы. Человек непосредственно включена в политическую жизнь, непосредственно взаимодействует с политическими и властными структурами (партиями, органами власти, судами). На основе накопленных знаний и опыта человек способен осуществлять отбор определенных политических ценностей, отказываться от предыдущих и воспринимать новые (ресоциализация). Этот процесс будет зависеть от социально-экономического статуса человека, его принадлежности к определенным профессиональных, этнических, конфессиональных групп. Важными агентами вторичной социализации выступают СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио. Именно с них взрослый человек получает большую часть информации о политических событиях. Особенно велика роль телевидения. Чтение общественно-политических газет и журналов требует интеллектуальных усилий, предусматривает определенный образовательный уровень аудитории. Телевидение в этом плане является более простым каналом передачи информации, что позволяет сочетать и устную речь, и изображение. Телевидение обладает возможностью использовать дополнительные факторы, которые усиливают убедительную действие сообщения: популярность диктора, музыку, видеоряд, сопровождающий сообщение и т.д. Темы, переданные в визуальных формах, силуэты чаще, чем темы, переданные в письменной или устной форме. Есть еще одно свойство телевидения, на которую обращают внимание исследователи. Осознанная подача различной информации, разнообразие тем (от местной сенсации в международных новостей) способствует хаотичности восприятия, мешает создать упорядоченную картину услышанного и увиденного. Они делают вывод, что использование изображения в телевидении чаще разрушает, чем расширяет рациональное мышление. Эти свойства телевидения используются политтехнологами. Существует мнение, что 70% имиджа политика создается телевидением.



Назад