Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическое участие


Политическая культура индивида находит выражение в степени его утягнутості в политическую жизнь. Политическая активность в различных людей варьируется. М.Вебер в своей лекции "Политика как призвание и профессия" выделил три возможных уровня участия в политике:

  • профессиональное занятие политикой;
  • участие в политике "по совместительству";
  • участие в политике "по случаю".

Профессиональный уровень занятия политикой демонстрируют политические лидеры, что сделали политику "делом жизни", а также люди, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.

Второй уровень участия в политической жизни выраженный активистами партий и общественных движений, которые, хотя и занимаются политикой, принимая участие в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, что лежит вне политики.

Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, в акциях протеста или поддержки.

Понятие "политическое участие" используется для обозначения различных форм непрофессиональной политической деятельности, показывая степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия решений. Политическому участию противостоит такая форма поведения, как политическая імобільність (от лат. immobilis - неподвижный) - пассивность, полная отстраненность от политической жизни. Во многих странах, в том числе и в демократических, наблюдается снижение электоральной активности граждан. Президентские выборы в США (2000) состоялись при активности 54% избирателей, а парламентские выборы в Великобритании (2001) - при активности 60% избирателей (самый низкий показатель с 1918 г.). Референдум, который состоялся осенью 2000 г. во Франции, хотя на нем были вынесены конституционные вопросы, вызвал интерес только у 25% граждан.

Абсентеизм является важным индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находит выражение политическая апатия и отсутствие любого интереса одних граждан и своеобразный протест других. В последнем случае - это своеобразная демонстрация недовольства политикой официальной власти и сомнений в эффективности института выборов. Наконец, избирательная активность зависит и от практики регистрации избирателей. Сложность процедуры регистрации в США, который в том числе предусматривает, что сам избиратель должен предварительно прийти на избирательный участок и зарегистрироваться, как признают американские политологи, является причиной того, что в этой стране наблюдается низкий уровень посещения избирательных участков по сравнению с другими странами.

Низкая электоральная активность по сравнению с советским периодом отмечается и в современной Украине. Явка избирателей на выборах в местные органы власти иногда колеблется от 25% до 50%. В СССР в выборах участвовали более 90% (по официальным данным - 98-99%) избирателей. Политическая активность ограничивалась демонстрацией поддержки официальных кандидатов и решений партии. Подобный тип поведения, основан на подавлении или искажении свободных политических преимуществ и который определяется давлением внешних обстоятельств (административным, партийным контролем), называется политологами мобилизационным. И наоборот, автономная политическое участие рассматривается как результат рационального и в отношении свободного выбора. Современные политические системы, в том числе и демократические, предусматривают сочетание мобилизационных и автономных форм участия. Это означает, что наряду с рациональными мотивами участия в политике, которые сформировались на основе осознания собственных интересов, политическая активность индивидов может быть ответом на мобилизационные призывы партий, демагогический риторику политических лидеров.

Формы политического участия отличаются не только степени осознанности, но и масштабностью, легальностью и другими параметрами. По критерию легальности принято выделять конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия.

Конвенциональная участие - поведение, которое использует законные или те, что соответствуют общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть. Основной формой конвенциональной поведения является участие в выборах. Участие в выборах позволяет ограничить проявление опасных для политической системы форм массовой активности, направив ее в институциональное (регулируемое нормами) русло, когда недовольные политикой правительства люди выражают свой протест, голосуя за перемены. А другая часть граждан благодаря выборам демонстрирует поддержку правительственному курсу. Уже на этом примере можно увидеть, что конвенционная участие ориентирована на достижение различных задач.

Американские политологи К.Джандра, Дж.Беррі и Дж.Голдман выделили два вида действий:

  • действия, которые демонстрируют поддержку власти и политической системы - участие в праздничных мероприятиях по поводу каких-либо событий, работа в качестве наблюдателя на выборах. Даже поднимая государственный флаг в праздничные дни, прикрепляя на одежду знаки с государственной символикой, человек демонстрирует поддержку стране и бегло ее политической системе;
  • действия, посредством которых граждане пытаются повлиять на власть и изменить определенные стороны общественной жизни.

В эту группу объединены такие формы участия:

  • голосование за партии и политиков, которые выражают интересы определенной группы избирателей;
  • контакты с официальными лицами (чаще всего с представителями местных органов власти), чтобы привлечь их к кому-либо проблем;
  • инициативные движения (сбор подписей за проведение референдума с каких-либо вопросов, письменные обращения в органы власти, в СМИ);
  • участие в санкционированных митингах, демонстрациях;
  • особые формы участия - лоббирование, финансирование избирательных кампаний.

Политологи задают вопрос: насколько подобные формы участия отвечают демократической практике. Одни считают, что такое участие может служить частным интересам в ущерб интересам большинства ресурсами для подобного влияния владеет ограниченное количество граждан. Другие считают, что такая практика не противоречит демократии, замечая, что попытка правительства удовлетворить чьи личные интересы вызывает отклик в активной части граждан.

Неконвенціональна участие - незаконная или такая, что противоречит общепринятым политическим нормам поведение. Она проявляется в формах протеста, в неповиновении государственной власти. В подобных акций граждане прибегают в тех случаях, когда отсутствуют институциональные каналы выражения их интересов, или традиционные формы участия оказываются неэффективными, а сами люди испытывают недоверие к политической системы. Неконвенційна поведение делится на ненасильственные и насильственные виды. К первым можно отнести митинги и марши протеста против каких-либо действий официальных властей, пикеты, сидячие забастовки в общественных местах и под окнами правительственных зданий, перекритгя транспортных магистралей. Эти действия могут осуществляться с нарушением действующего законодательства. Сознательный отказ подчиняться законам (а в исключительных случаях - отказ от уплаты налогов), проведения несанкционированных акций протеста, унижения любой деловой активности - все эти действия объединяются под названием "гражданское неповиновение".

Тактика массовых ненасильственных акций гражданского неповиновения была обоснована М.ганди и М.Л.Кінгом. Выступая за независимость Индии, М.ганди в 1930 г. возглавил "Соляной поход" - своеобразную символическую акцию протеста против правительственной соляной монополии. Эта и другие подобные акции способствовали достижению национальной независимости Индии. В США в конце 50-х-первой половины 60-х гг. XX в. движение за гражданские права негров, возглавляемый М.Л.Кінгом, используя ненасильственные акции, сумел добиться принятия законов, которые отменяли расовую сегрегацию в южных штатах США и предоставляли афроамериканцам уровне с другими избирательные права. Другие известные приемы эффективности использования мирных форм гражданского неповиновения- "бархатная революция" в Праге, в Венгрии, объединение Германии и другие акции, которые способствовали демократическим преобразованиям в странах Восточной Европы в конце 80-х годов XX ст. В Украине "взрыв" различных форм политической активности наблюдался в конце 80-х - начале 90-х годов.

Далеко не любые акции протеста достигают результата, более того, они могут перерасти в формы конфронтации с использованием насилия. Неконвенциональные насильственные формы участия охватывают спектр действий от массовых беспорядков и порчи имущества к терроризму.

Политологи акцентируют внимание на зависимости политического участия от некоторых факторов:

  • социально-экономический статус и образование: люди с более высоким уровнем доходов и образованием более четко осознают влияние политики на их жизнь и имеют необходимые ресурсы (время, знания), чтобы влиять на правительственные решения методом голосования и других форм конвенціальної участия;
  • возраст: молодежь меньше склонна к участию в голосовании. Наоборот, с возрастом люди проявляют больший интерес к голосования, потому что сильнее ощущают связь между политикой, проводимой, и своей жизнью. Исследования, проведенные в нашей стране, показывают, что наиболее активной группой избирателей есть пенсионеры, найпасивнішою - студенты и учащиеся.

Соотношение традиционных и неконвенционных форм участия зависит, кроме того:

  • от параметров политического режима;
  • наличия институтов, в первую очередь сильных политических партий и других общественно-политических организаций, действующих не только на национальном, но и на местном уровне, способных артикулировать интересы различных слоев населения;
  • экономической ситуации. Экономический спад и другие кризисные явления в экономике приводят к повышению уровня протестного поведения.


Назад