Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Место и роль политического сознания в отношениях власти


Политическое сознание - наиболее общая категория, характеризующая субъективный сторону политической жизни. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные, рациональные и подсознательные, одно слово - все представления граждан, которые опосредствуют и очеловечивают их объективные связи как с институтом власти, так и между собой по поводу участия в управлении делами общества и государства. Иными словами, политическое сознание характеризует всю совокупность духовных образований, определяющих способность человека к существованию в политической сфере, ее умение выполнять там специфические функции, взаимодействовать с органами управления, нести ответственность за реализацию прав и свобод и т.д. Поэтому от функционирующих в обществе политических представлений субъектов и носителей политических отношений, менталитета людей, сложившийся, самым непосредственным образом зависит содержание и характер политического процесса, цель и средства режима управления.

Как уже отмечалось, собственно политический уровень социальных представлений возникает у человека при сравнении и противопоставлении своих групповых интересов потребностям других общественных групп, а также при условии понимания того факта, что их реализация просто недостижима без вступления в определенные отношения с государством, партиями, правящей элитой. Политическое сознание - это саморефлексия группы (национальной, конфессиональной и т.д.), отображение действительности через призму коллективных интересов (измерение групповых потребностей с точки зрения их влияния на все общество, все социальное целое).

Иными словами, политическое сознание возникает на основе осознания человеком своей групповой принадлежности, а также відрефлексованого отношение к явлениям власти, а следовательно, и отнесение себя к определенным политических позиций (левых радикалов, либералов, консерваторов и т.п.). Конечно, эта первичная потребность в политическом осознании своих интересов, что инициируется групповой принадлежностью человека, может быть дополнена и другими мотивами и целями, например, потребностью в присоединении к тому или иному популярного движения, членстве в правящей партии или другой престижной ассоциации. И все же именно на основе осознания своей групповой идентичности человек находит контуры политического мышления, уточняет свой гражданский статус субъекта, наделенного теми или иными правами и обязанностями, возможностями влияния на власть, несение ответственности за свои поступки.

Обусловленность политического сознания объективными групповыми интересами свидетельствует о том, что она по природе своей не может быть результатом оторванных от жизни кабинетных размышлений. Возникая и развиваясь в связи с осознанием и реализацией реальных интересов, политическая сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и т.д отражением реальных взаимодействий граждан, которые достигают своей собственной цели. Поэтому осложнения и обогащения политического сознания зависит не столько от наличия специальных знаний, сколько от практического участия человека в управлении государством, умение превращать отношения с властью в своей формы индивидуальной жизнедеятельности. Поэтому неразвитость политических связей в обществе, что сужает заинтересованность населения в реализации своих гражданских прав и свобод, умерщвляющий политическое сознание, исключает ее из механизмов власти и управления.

Будучи фундаментальной основой политического сознания, групповые взгляды все же не исчерпывают всего ее содержания. Политическое сознание, безусловно, включает в себя и межгрупповые, общечеловеческие идеи и представления, наличие которых обусловлено не особенными, а универсальными интересами человека, а также общедемократическими свойствами организации власти. Например, в условиях возникновения новой социальной структуры, в эпоху революций во взглядах людей преобладают ярко выраженные групповые взгляды и доминанты. В условиях же, аналогичных современным, преобладают загальноцивілізаційні ценности, без приоритета которых ни одна из групп не может достичь своих специфических интересов. Кроме этого, в содержание политического сознания включаются и индивидуальные взгляды, характеризующие личностные особенности понимания человеком своих групповых интересов и ее политических позиций.

Наличие и степень влияния общечеловеческих и индивидуальных взглядов и ориентиров в политическом сознании отражают открытый характер последней, то есть способность к восприятию чужого социального опыта, инокультурных ценностей и традиций. Закрытые же в рамках только корпоративных, локальных, групповых норм и целей политические взгляды человека представляют собой закрытый тип политического сознания.

Таким образом, было бы одинаково ошибочно и сводить все содержание политических взглядов в групповой (например, классового) знаменателю, и растворять его в общедемократических или индивидуальных представлениях. Если первая позиция постоянно встречается в догматических интерпретациях марксистского учения, то вторая, как правило, характерна для многих течений в западной политической теории.

Формируется политическое сознание сложным путем. Было бы большим упрощением считать, что она - как традиционно трактовалось в марксизме - "вносится" в массы специальными идеологическими представителями класса. На самом деле формирования политического сознания осуществляется в любого (даже массового субъекта) или путем критического осмысления социальной действительности и обобщения окружающей информации, или за счет осознания цели партийного и политического движения, то есть присоединения к уже сформулированных оценок и норм гражданского поведения, или же путем эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Причем, объективная принадлежность человека к тем или других групп вовсе не означает, что у этого человека сформируется политическая сознание, соответствующая данным интересам.

Вместе с тем ни один из названных путей не гарантирует сдачу собственно политических взглядов у человека. Даже осуществления политических функций может не связываться с пониманием людьми своего общественного положения, умением занять политическую позицию. Другими словами, даже принимая участие в политической жизни, человек может полностью руководствоваться передполітичними, потестарними взглядами, в основе которых лежит не осознанная идентификация, а повседневная, бытовая причастность к земляческих, этнических сообществ, которые предусматривают не идейный, а этажный, эмоциональная связь своих членов. Потестарність сознания означает не творческое выработки политических позиций человека, а механическое воспроизведение ней заданных властью (или группой) оценок и форм поведения, постоянное опускания до эмоционального видение политической жизни, отношению к своим политическим правам, как к обязанности перед обществом. На почве такой полной деіндивідуалізації личности, ее растворении в "единой крови" общины постоянно рождаются мучительные етнофобії, экстремизм и т.д.

Так или иначе, но только практика может свидетельствовать, руководствуется человек осознанно-групповыми или потестарними взглядами.

В целом в организации и функционировании власти политическое сознание выполняет следующие функции: когнитивную, что выражает потребность человека и общества в отображении и уточнении групповых и загальноколективних интересов; идеологическую, что характеризует потребность в защите интересов группы или общества в целом; коммуникативную, что обеспечивает взаимодействие субъектов и носителей политических отношений между собой и с институтами власти; прогностическую, выражающая способность группы или общества к гипотетической оценки возможного развития политических процессов и воспитательную, что задает политической активности людей желаемый для общества или группы направление, которое соответствует тем или иным идеалам класса, нации, государства.

Степень полноты и характер реализации функций политического сознания зависят от многих причин, но, прежде всего, от того, осуществляются они в стабильных и нестабильных общественных условиях. Когда в политическую жизнь включаются нетрадиционные группы, активно ищут пути реализации своих властно значимых интересов, резко увеличивается роль идеологической функции, но ослабляются коммуникативная функция политического сознания, что отражает несовместимость интересов и позиций различных политических субъектов. В нестабильных условиях также падает политическое значение разного рода прогнозов, особенно долгосрочных, основная нагрузка ложится на политическое сознание элитарных кругов; при постановке общественной цели и требований увеличивается значение нормативных (в противовес ценностным) ориентиров политического поведения.

Выполнение столь важных функций в деле организации и осуществлении власти раскрывает содержание политического сознания как фактор политического поведения массового, группового и индивидуального субъектов. Поэтому вся разнообразие форм и образований политического сознания рассматривается в политологии, преимущественно, как субъективный элемент стимулирования политических действий классов, наций, элит, лидеров, рядовых граждан и других субъектов политических отношений.

Так, согласно политического поведения индивида принято выделять рациональные, рационально-ценностные, аффективные, а также традиционные формы политической мотивации (М.Вебер). В зависимости от характера сознательной мотивации действий граждан в сфере власти выделяют открытые (что носят характер прямого политического действия, например, участие в выборах, партийных акциях и т.д.) и закрыты (уклонение от исполнения гражданских обязанностей, абсентеизм) формы политического поведения; нормативные (отклоняющихся от доминирующих норм); традиционные (где доминируют рутинные мотивы, которые постоянно воспроизводятся) и инновационные (с преобладанием творческих мотивов) формы политического поведения.

Для раскрытия особенностей политического поведения социальных и национальных групп и других макросоциальная сообществ важные мотивационные особенности таких форм политического сознания, как политическая идеология и политическая психология.



Назад