Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Политическая психология как элемент политического сознания


Политическая идеология активно влияет на общество, соединяясь с психологией людей. Политическая психология, таким образом, представляет собой практическое осознание субъекта властных отношений. Иначе говоря, это и совокупность духовных образований, которая способствует выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированной сознания, теоретической деятельностью группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан на основе их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в смысле политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не перспективных, а современных интересов людей. Хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет им достаточно точно и тонко отражать политические взаимоотношения различных сил, правильно определять перспективу деятельности партий и государства.

С функциональной точки зрения политическая психология демонстрирует, насколько переживания и надежды, положительные эмоции и разочарование людей стали науковоподібними и систематизированными под идеологическим влиянием, насколько целенаправленно они отражают групповые и загальнозначущі интересы. И в целом, надо сказать, что идеологическая доктрина не всегда становится решающим фактором, определяющим содержание политических эмоций граждан. Тем более, что психология испытывает влияние различных идеологий и состоит в процессе их противоборства. Именно поэтому реальное содержание политических чувств является показателем духовной консолидации класса, нации, государства как субъекта власти, их способности к выполнению тех или иных политических функций.

Таким образом, круг связанных с изучением политической психологии проблем достаточно широк: от механизмов вызревания у индивида психологических потребностей во власти и политике к исследованию чувственных коллизий при принятии управленческих решений. Но, несмотря на то, что интерес к этим проблемам постоянно подогревался политической практикой, первая специализированная труд в этой области появилась только в 1930 г. (Г.Ласвелл. Психопатология и политика). С того времени было немало сделано для систематизации человеческих представлений об эту сферу политического сознания. Но как самостоятельная наука политическая психология сформировалась только в 60-70-х гг. XX в. в русле западной политической мысли. Ее теоретическим фундаментом стали политическая философия (классическая традиция представлена именами Т.Гоббса, Д.Локка, Т.Спенсера и других, а достижения новейшей политической истории - трудами А.тойнби, Д.оруэлла, М.Сорокіна, Г.Парсона), политическая социология и социальная психология, а также политическая наука. Объектом политической психологии можно считать рефлекторные и рефлексивные механизмы формирования политических представлений в массовых, групповых и индивидуальных субъектов власти, тонкие нити, связывающие их мышления и практическую активность в стабильных и нестабильных политических процессах, международных и внутриполитических отношениях.

С содержательной точки зрения политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, психологический склад этноса, обычаи и т.п.) и часть более подвижную, динамичную, наиболее чувствительную к течения времени (переживания, эмоции, чувства).

Преимущество устойчивых эмоций, стереотипізація чувств уменьшает потребность человека в политической информации, снижает потенциал ее политического участия. Более того, закрепившись на уровне обычаев и образа мышления человека, какие-либо взгляды и оценки способны к эмоционально-чувственной трансляции (переноса) в другие социально-политические ситуации. Таким образом, отдельные идеологические оценки и стереотипы могут проникать в совершенно другие политические условия, девальвируя значение актуальных идеологических учений и стимулируя девиантное поведение граждан.

Реакция через психологический настрой граждан тех или иных идеологических требований и оценка имеет тройной характер. Прежде всего, формирование мотивов политического поведения граждан зависит от различной степени эмоционального восприятия ими таких основных идеологических форм, как политический идеал, принципы и нормы. Конечно, у каждого отдельного человека формируется свое избирательное отношение к этим идеологических образований. Поэтому их психологическая привлекательность, способность повлиять на поведение людей является индивидуальной для каждого политического субъекта. И все же с точки зрения формирования массовых форм поведения следует отметить, что более непосредственной и эффективное влияние на возникновение психологических мотиваций политической активности людей имеют нормативные требования, которые выражают как политическую цель групп и слоев, так и средства, предлагаемые для их реализации.

Психологическая мотивация политического поведения субъектов опосредуется также групповыми формами сознания, то есть представлениями тех социальных и функциональных групп, через которые человек реально включается в политические отношения. Иначе говоря, от понимания человеком соотношение совместных и коллективных интересов, психологического климата, действующей в группе, привычек и стереотипов, сложившихся также зависит определение ведущих политических установок и форм политического поведения. Поэтому для понимания данных особенностей формирования политических чувств необходимо учитывать специфику различных групп. Традиционно в качестве ведущих групповых образований выделяют большие группы, к которым можно отнести классы, слои, территориальные образования, а также малые группы: мікросоціальні объединение людей, референтные образования и отдельные политические ассоциации. Каждая из этих групп отличается временным или постоянным характером существования, преобладанием организованных или стихийных связей и т.д. И каждая из них накладывает на процесс усвоения человеком норм и традиций, идеалов и принципов свой специфический отпечаток.

Неотъемлемой составной частью политических чувств и эмоций является совокупность индивидуальных представлений, тех психических образований, которые порождены практикой межличностных связей и отношений с другими субъектами и институтами власти. Учет фактов, которые обусловливают специфичность персональных чувственных представлений субъекта власти, определения их способности к его психического возбуждения, возможности противоречить не только групповым взглядам, но и личному опыту - все это дополняет картину формирования политической психологии и чувственных механизмов реализации идеологических доктрин.

Взаимодействие идеологических и психологических элементов создает возможность по-разному интерпретировать их соотношение при объяснении политического поведения субъектов. Большинство западных ученых исходит из признания самодостаточное значение психологии при формировании мотивов и установок политического поведения. На основе такого подхода все причины возникновения демократии и тирании, революций и реформирований однозначно сводятся к психологических основ политического поведения. Даже массовые общественно-политические движения объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Е.Фромм, Г.Олпорт, Е.Бочарус).

В связи с этим нельзя не вспомнить о психоанализ, который рассматривает поведение человека как действия, обусловленные подсознательно накопленными, скрито политизированными чувствами. Таким образом, в сферу теоретического анализа попадают "тонкие" психологические механизмы образования и распада политических мотиваций, движение інтеріорних, иррациональных политических образов, что подсознательно идентифицируют человека с субъектом власти.

Основоположниками учение о неосознанную мотивации человеческого поведения традиционно считаются Г.Лейбніц и В.Спіноза, значительными являются также взносы Ф.ницше, а. шопенгауэр. Следуя эти традиции психоаналитическая теория берет свое начало с работ З.Фрейда, Г.Булліта, Г.Ласвелла (30-е гг. XX ст.). Основой психоаналитического объяснение политического поведения является теория фрустрации, смысл которой заключается в том, что подсознательные сексуальные мотивы (либидо) с помощью "переноса", "замещения", "сублимации" трансформируются в другие, в том числе и в политические желания. Позднее Фрейд уточнил, что не только Бог Любви - Эрос, но и Бог Смерти, что борется с ним, - Танатос также стимулирует политическую поведение человека (через чувства "ожидание смерти").

Таким образом, в психоанализе политическое поведение понимается как процесс саморазворачиванию личности, ее самодетерминации врожденными причинами, которые не зависят от изменения социально-политического пространства. Так, в русле этого подхода теоретики "компенсаторної"' доктрины (Г.Ласвелл, Д.Барбер) трактовали политическое участие как форму компенсаций психологических патологий, комплекса неполноценности человека, вследствие полученных ею в детстве травм. Поэтому, с их точки зрения, одной из важнейших требований установление социально-политической гармонии в обществе является восстановление нетравмованої детской психики.

В процессе эволюции психоаналитической концепции идея сексуальной обусловленности человеческого поведения получила двоякий развитие. С одной стороны, развивалось традиционное понимание политической активности, обусловлено врожденными сексуальными причинами. При этом требования модификации, преобразования этих человеческих побуждений в благонадежные (с точки зрения господствующего культурной среды) формы покоряли человека доминирующим политическим нормам и отношениям.

С другой стороны, сексуальность рассматривается как показатель недовольство человека отношениями, которые сложились, то есть - как фактор, который толкал ее к преодоление существующего порядка, выхода за рамки данных политических и социокультурных норм (А.Адлер, Ш.Лакам, К.Юнг). Таким образом, "желание" розумілось уже как вид творческого поезда человеческой активности, которое открывало под рефлекторной оболочкой сознания нереализованность человеческой натуры, индивидуальности, а соответственно, находило в подсознательной мотивации ценностный, культурное содержание.

В наше время на Западе психоаналитические методы изучения политического поведения наиболее ярко выражены в "глубинных" исследованиях деятельности политических лидеров (Р.Лейм, Д.Брунер, Р.Уайт), в построениях ролевых типологий политического поведения и при анализе международных конфликтов и политических институтов.



Назад