Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Типология политических конфликтов и кризисов


Разнообразие политических конфликтов позволяет их типологізувати по разным основаниям. В отечественной конфликтологии используются различные критерии, позволяющие создать многомерную типологию. В частности, выделяются горизонтальные и вертикальные политические конфликты.

Горизонтальные конфликты. Предметом спора в горизонтальных конфликтах является распределение властных полномочий между различными политико-государственными сегментами правящей элиты, противоречия внутри самих политических институтов. Результатом этих конфликтов могут быть кадровые перемещения в органах власти и управления, корректировка политического курса, принятия новых нормативных актов, которые увеличивают или сокращают объем полномочий отдельных субъектов власти. Большинство конфликтов этого типа затрагивает правовые взаимоотношения сторон.

Наиболее типичными конфликтами есть такие:

  • конфликты между основными ветвями власти. Принцип разделения властей закладывает потенциальную возможность коллизий между законодательной, исполнительной и судебной властью. В демократических странах эти конфликты нормативно регламентированы. Так, конституции многих стран предусматривают такие способы их легального решения, как роспуск парламента, вотум недоверия правительству, право на процедуру импичмента в отношении президента. Но возможны ситуации перерастания конфликтов в более острую форму - политический кризис. История стран с неразвитыми демократическими традициями знает примеры, когда конфликт ветвей власти развивается в направлении их прямого столкновения. Следствием подобных кризисов является дестабилизация всей политической системы. Некоторые кризиса были настолько сильными, что теряли возможность конституционного решения (Россия в октябре 1993 г.);
  • конфликты внутри институтов власти. В тех странах, где кабинет министров формируется при участии парламента и на коалиционной основе, часто возникают правительственные кризиса. Формирование правительства на многопартийной основе создает большую вероятность появления недоразумений с последующей отставкой отдельных ее членов. Парламентское большинство также может выражать вотум недоверия правительственному курсу и сформировать новый кабинет министров. Примером подобной правительственной нестабильности является Италия, в которой практически каждый год меняется кабинет министров. Внутрипарламентские конфликты проявляются в форме политической борьбы различных фракций или в противостоянии палат парламента. Парламент выражает непосредственное институциональную арену, на которой в мирных формах выясняется соотношение интересов и сил различных социальных групп. Не исключено проявление и острой политической конфронтации: особенно это касается тех парламентов, в которых оппозиция выражена значительным количеством мест, или многочисленные фракции ориентируются на прямо противоположные подходы в принятии законов и в оценке деятельности правительства. Это делает невозможным принятие каких совместных решений, что приводит к параличу законодательной деятельности парламента. Такая ситуация позволяет говорить о парламентском кризисе;
  • конфликты между партиями и общественными движениями с разными идеологическими ориентациями;
  • конфликты между различными звеньями управленческого аппарата.

Вертикальные политические конфликты развиваются по линии "власть - общество". В их основе лежит различный доступ социальных групп к управлению, разные возможности влияния на принятие решений. Власть как предмет конфликта выступает средством доступа этих групп к экономических и социальных благ. Поэтому не случайно, что экономическая борьба отдельных социальных групп имеет тенденцию перерастания в политические акции протеста с требованием отставки правительства или изменения его курса.

Выделяют несколько подвидов вертикальных конфликтов:

  • статусно-ролевые конфликты. Их источником является неравенство политических статусов, неровный объем политических и гражданских прав, дискриминация по признаку расы, этноса, пола, вероисповедания. Эти конфликты могут подпитываться ощущением какой-нибудь группой отсутствия социального признания и власти. Примером этого может быть роль третьего состояния в буржуазных революциях XVIII-XIX вв., или этнические конфликты, предметом которых является вопрос повышения автономии или политического суверенитета некоего народа. Нереализованностью статусных ожиданий можно объяснить поддержку советской интеллигенцией в 80-х гг. XX в. оппозиционного КПСС движения. К этому времени проявилось несоответствие между ее социально-культурным статусом, с одной стороны, и материальным положением, а также ограниченностью политических и гражданских свобод - с другой;
  • статусно-ролевые конфликты часто возникают между различными уровнями власти. Так, конфликты между центральной и региональной властью вызваны желанием последней приобрести более суверенитета.

Все вертикальные конфликты возникают как результат социального сравнения. Группа может сравнивать свое положение с лучшей позицией в прошлом или с уровнем высшего статусной группы. Группа может надеяться на более высокое положение в будущем. Не лучшие для нее сравнение порождают чувство недовольства и фрустрацию. В первой половине 90-х годов напряжение, что была характерна для украинского общества была связана с тем, что фрустрация приобрела массового характера. Она стала психологической реакцией на чрезмерное завышение ожиданий: в начале реформ общество надеялось на возможность очень быстрого перехода к модернизированной экономической и политической системы.

Режимные политические конфликты, которые преследуют цель изменения политического строя или радикального изменения политического курса. Неэффективность проводимой политики, может привести к полной потере населением доверия к власти. Например, в конце 80-х гг. XX в. проявлением конфликта между обществом и властью стал движение за отмену шестой статьи Конституции СССР, которая приписывала КПСС статус правящей силы общества. Конституционным способом решения подобных конфликтов является голосование за кандидатов от оппозиции на следующих выборах. В такой форме может быть выражен протест и желание населения радикального изменения политического и экономического курса.

Резонируя и накладываясь один на другой, конфликты проявляют себя в форме политического кризиса. Можно говорить как об кризиса отдельных институтов власти, так и о режимные кризиса, которые проявляются в разрыве между правящей элитой и обществом, в потере властью легитимности, в дезинтеграции государственного правления, в резкой активизации оппозиционных сил. Эти кризисы сопровождаются массовыми акциями гражданского неповиновения, митингами и демонстрациями, или проявляются в форме массовых стихийных выступлений и революций, направленных на изменение существующей политической системы.

Надо отметить, что существуют и другие типологии конфликтов, а именно: конфликт потребностей, конфликт интересов и конфликт ценностей, для которых характерны следующие черты:

  • конфликт потребностей в сфере политики определяется проблемой самоорганизации власти - демократия, авторитаризм или тоталитаризм. Он может проявляться и в форме конфликта между политической практикой и моралью;
  • конфликт интересов ориентируется не на само благо как таковое, а на смену социальной позиции, которая обеспечивает возможность получения этого блага. Поскольку именно система власти с помощью законодательства регулирует и закрепляет систему распределения ценностей, различие социальных интересов может трансформироваться в взаимоисключающие политические интересы;
  • конфликт ценностей вызвано несовпадением системы верований и убеждений. Источники этих коллизий содержатся в социальных идеалах, религиозных и идеологических ценностях. Он может выступать в форме конфликта политических культур, то есть как различных политических ценностей и представлений о задачах развития. Ценностный компонент является важной составной частью межэтнических и конфессиональных конфликтов современного мира.

Інституціалізовані и неінституціалізовані конфликты. По характеру нормативного регулирования выделяют інституціалізовані и неінституціалізовані конфликты. Первые подчиняются установленным правилам игры, нормативно регулируются, протекают открыто и в мирных формах, вторые - тяготеют к стихийности.

Открытые и скрытые (латентные) конфликты. По степени публичности конфликты могут быть открытыми и скрытыми (латентными). Как правило, теневые способы защиты своих полномочий характерные для взаимоотношений различных сегментов политической элиты.

Реальные (действительные) и ілюзійні конфликты. В зависимости от того, какие причины порождают коллизии, можно выделить реальные (настоящие), вызванные объективными причинами, и ілюзійні конфликты, детерминированные обстоятельствами, которые выдаются неверным их пониманием, искаженным представлениям группы о своем положении, неадекватностью предъявленных претензий, ложными стереотипами. Последний тип конфликтов часто можно наблюдать в условиях социально-экономического кризиса. Поскольку истинные причины бедного положения для людей недосягаемы, в силу сознательной деформации, что распространяется заинтересованной стороной, гнев социальных групп может быть направлен на "мнимых" виновных. Ими могут быть другие народы, представители других классов, другие партии. Наконец, источником иррациональных конфликтов может быть амбициозность политического лидера, который использует любой повод для обострения взаимоотношений с другими политическими актерами.

Насильственные или мирные, положительные или деструктивные конфликты. В зависимости от форм, в которых развиваются конфликты, они могут быть насильственными или мирными, а по своим последствиям - положительными или деструктивными.

Конфликты демократического, тоталитарного, авторитарного или переходного общества.

Другая типология исходит из того, что каждое общество генерирует свои особые конфликты, которые отличаются своими причинами, динамикой развития и функциональными последствиями. Соответственно, выделяют конфликты демократического, тоталитарного, авторитарного или переходного обществ. Конфликты демократического общества, как правило, открыты и інституціалізовані. Разнообразие институтов представительства групповых интересов и учета мнений открывает возможности широкой общественной дискуссии. В недемократических обществах главной детерминантой выступает силовое решение властью коллизий, возникших. Особой конфликтностью характеризуется общество, которое осуществляет переход к модернизированной экономической и политической системы. С одной стороны, процесс модернизации рожденный кризисами старой общественной системы, но с другой - сам несет в себе новые кризиса. Конфликты переходного общества обусловлены целым рядом причин: нарушением баланса интересов различных групп, раскол правящей элиты и поляризацией ценностей в самом обществе. Так, например, в Украине разница в идеологических ценностях проявляется в форме острой борьбы в отношении перспектив ее конечного развития: рынок или планирования с участием государства, вестернизация (полное копирование западной общественной модели) или использование национальных традиций, элитарность ли социальность. Население ориентируется на противоположные общественные модели: то, что признается одними группами, отрицается другими, при этом отсутствует центристская культура, синтезирующая крайности. Ситуация осложняется тем, что в обществах переходного типа, как правило, отсутствует опыт консенсусного решения конфликтов.

В политические науке описаны наиболее типичные для переходного общества кризиса. В частности, выделяются такие кризиса:

  • кризис идентичности, которая вызвана противоречиями, связанными с отказом от старых и поиском новых систем ценностей, идей и символов. Во многих странах наиболее типичным способом решения кризиса идентичности стала апелляция правящих элит к популизму, национализма, обращение к истории этого народа или призыв к модернизационного рывка в будущее;
  • кризис распределения материальных и духовных благ. Начало перехода к рынку не гарантирует одновременного роста благосостояния всех слоев населения. Ресурсы для осуществления экономической модернизации ищут внутри общества, а это требует изменения стандартов и способов распределения. Например, политика, направленная на стабилизацию экономики и борьбу с инфляцией, требует упорядочения социальных расходов государства и сокращение нерентабельного сектора экономики, что не может не отразиться на жизненном уровне населения;
  • кризис легитимности, порождается разочарованием части населения "курсу реформ". Это снижает социальную базу поддержки политической элиты, с которой ассоциируются реформы;
  • кризис участия, обусловлена тем, что процессы либерализации способствуют расширению втянутості граждан в политические процессы и легальном проявления различных идеологических течений. Новые политические институты, которые рождаются (законодательные органы, партии, местное самоуправление) не всегда бывают подготовленными к тому, чтобы выразить разнообразие этих интересов. В некоторых случаях институциональные способы выражения запросов населения подменяются митинговой стихией. Другим проявлением кризиса участия, наоборот, является политическая пассивность населения;
  • кризис "проникновения", которая проявляется в нескольких аспектах:

а) в потере единства темпов изменений в различных общественных сферах, например, общественная нестабильность усиливается, если политические реформы не усиленные положительными результатами экономических реформ;

б) в снижении эффективности решений центральной власти в силу разногласий реальной политики и провозглашенных задач;

в) в разногласия процессов преобразований в различных регионах страны.



Назад