Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Этнополитические конфликты


Особой остроты в современном мире приобрели этнические конфликты. Хотя они детерминированы целым комплексом экономических, социальных, религиозных и культурных проблем, они имеют тенденцию к перерастанию в политические конфликты. Это связано с тем, что много групп уверены, что решить свои проблемы они могут только изменив свой политический статус или расширив свое представительство в системе власти и управления.

Необходимо отметить, что под этносом понимается общность людей, исторически сложившаяся на определенной территории и обладает особыми чертами культуры, языка, особенностями психологического склада и сознанием своего единства и отличия от других групп. Представление об общности происхождения, общность исторической судьбы является основой этнического самосознания и групповой идентификации. Одним из его проявлений может стать идеология национализма. Национализм - явление неоднозначное. Одним из его полюсов может стать патриотизм, выраженный в стремлении народа защитить свой язык, культуру и суверенитет, а другим - ксенофобия (боязнь и неприязнь ко всему чужому), представление об исключительности этого народа и шовинизм по отношению к другим. Национализм может проявляться и в сепаратизме - в стремлении к суверенитету и стремлении собственного независимого государства.

В современной науке существуют различные объяснения причин межэтнических конфликтов.

Неомарксизм видит причину национального и регионального сепаратизма в неравномерном развитии территорий. Разрыв по показателям уровня жизни между высокоразвитыми и периферийными регионами может толковаться в терминах господства и подчинения: один народ "сидит на шее другого" и эксплуатирует его сырьевые и людские ресурсы. Этот аргумент используется политическими элитами как важнейший аргумент этнической мобилизации группы.

Согласно модернизационным подходом переход к более современной рыночной экономической модели вызывает соперничество между этническими группами за использование рыночных возможностей и за доступ к наиболее эффективных видов деятельности. К этому необходимо добавить, что попытка ускоренной модернизации сопровождается разрушением социальной структуры, ростом массовой безработицы. В полиэтническом обществе кризис обостряет конкуренцию групп за рабочие места, за собственность, за государственную поддержку. Это является питательной почвой для появления как бытового, так и полиэтнического национализма.

Для описания этнических конфликтов часто используется статусно-групповой подход. Частично он уже рассматривался выше, при характеристике статусно-ролевых конфликтов. Этнос имеет возможность сравнивать свой статус с положением других групп, используя такие показатели, как продолжительность жизни, рождаемость и смертность, объем общественных благ, приходящаяся на весь этнос в целом или отдельного его представителя, возможность развивать собственную культуру, представительство в профессионально-классовых группах и в структурах власти, объем политических прав, объем политического суверенитета. Низкий статус порождает психологическое состояние неполноценности и стимулирует движения, направленные на изменение статуса.

Согласно культурно-плюралистическим подходом межэтнические конфликты неизбежны, если в пределах одной политической системы объединяются очень разные по етнокультурними признакам народы. Процессы культурной унификации провоцируют защитный национализм - желание сохранить свою самобытность.

Популярное и ценностное объяснения этнических конфликтов. В соответствии с точкой зрения американского политолога С.хантингтона, высказанной в "Столкновении цивилизаций", наиболее острые конфликты современного мира происходят по линиям культурных (цивилизационных) различий между этническими и религиозными группами. За С.Хантінгтоном, запрограммированные в обществах так называемого "расколотого" типа, то есть в обществах, которые объединяют в своем составе населения, принадлежащего к разным цивилизациям, например, исламской и христианской, исламской и иудейской и т.д.

Согласно инструментальным подходом национализм разгорается лидерами и элитами, которые в борьбе за сферы экономического и политического влияния применяют все методы для этнической мобилизации, используя для этого этнические символы, лозунги культурного возрождения и государственного суверенитета.

Но, видно, исследование причин этнополитических конфликтов требует многофакторного анализа, потому что при возникновении конфликтов происходит наслоение одних ситуаций на другие.

Наряду с названными причинами конфликтов могут стать следующие:

  • историческое наследие межэтнических отношений: войны между народами, нанесенные обиды, случаи депортации народов;
  • самовольное проведение границ, которые не совпадают с границами расселения этносов;
  • насильственное включение территории этноса в другое государство;
  • отсутствие реальных условий для развития национальной культуры, обучения на родном языке;
  • навязанный "патернализм", политика, в основе которой лежит представление о архаичность образа жизни малого народа и попытка привить ему культурные образцы развитого народа;
  • стереотипы негативного восприятия другого народа.


Назад