Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Сущность и структура политического процесса


Неотъемлемой стороной политической реальности выступает политический процесс, который раскрывает специфические черты и грани этой сферы общественной жизни. В самом общем виде он характеризует взаимодействие социальных и политических структур общества, ту плоскость политики, где выполняются роли и функции главных субъектов и носителей политической власти. При этом политический процесс раскрывает содержание нормативных или официально-желаемых, а реально существующих фактов и явлений, которые сложились на пересечении социальной и политической жизни.

В рамках политического процесса явления власти изучаются с точки зрения движения, изменения своего обычного положения. Поэтому в целом целесообразно различать три различных режима существования политического процесса. Первый - это режим функционирования, который не выводит политическую систему за пределы взаимоотношений граждан и институтов власти, которые сложились. В этом случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь до простого воспроизводства рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и правопреемственность в развитии политических связей владеют здесь непререкаемым авторитетом в противовес любым инновациям и сдвигом в осуществлении функций основными политическими субъектами.

Второй режим протекания политического процесса - это режим развития. Здесь структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень движения, что позволяет адекватно ответить на вызовы времени. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нашли цель и методы управления, соответствующие изменениям в социальной структуре и среди политических сил. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием микро - и макрофакторов власти, борінням разнообразных течений и тенденций, которые в конечном итоге ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений.

И, наконец, третьим видом режима существования политического процесса является режим упадка, распада политической целостности или, как говорил П.Струве, "регрессивная метаморфоза" политики. В данном случае направление динамики политического процесса имеет негативный относительно норм и условий целостного существования политической системы характер. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, распад режима правления носит неизбежный характер. В результате решения, принимаемые режимом, теряют управленческую способность, а сам режим - свою легитимность.

Все три режима существования политического процесса характеризуют постоянное взаимодействие различных групп и граждан, относящихся к ним и которые используют различные каналы и институты политической власти для удовлетворения своих общественно значимых потребностей.

Понятно, что столь богатый и разносторонний содержание политического процесса требует определенных упрощений, чтобы обнаружить его наиболее сущностные и глубинные свойства и характеристики. Учитывая же, что в любом обществе так или иначе складывается определенный курс государственной политики, что отражает разнообразие требований различных групп, политический процесс можно было бы кратко определить как совокупность інституалізованих и неінституалізованих действий субъектов политики, осуществляющих формирование и реализацию міжгруповою (и в этом смысле - загальноколективною) властью свободы общества.

Политическая воля одновременно интегрирует и селекционирует групповые претензии на власть.

Такое понимание политического процесса позволяет выделить его наиболее значимые фазы и этапы осуществления. Прежде всего можно говорить о этап представления политических интересов групп институтам, принимающих управленческие решения. Организованные и неорганизованные ассоциации граждан имеют различный характер и регулярность в представительстве своих интересов. Накопление критической массы политических заявлений включает в действие организационные структуры как массового (электорального характера), так и специализированного назначения (партии, группы интересов). Понятно, что в плюралистических и монопартійних системах как набор организационных средств, так и общий климат трансляции политических интересов в высших элементов власти имеют довольно-таки разный характер.

Как показывает опыт политического развития, в ряде современных демократических режимов Мероприятия кризис партийных институтов выражает намерение к установлению непосредственных связей с институтами государственной власти; в странах же, которые только что освободились от диктатуры "реального социализма", наоборот, слабая эффективность партийных институтов вызвана низкой политическим сознанием и организованностью большей части населения, что нередко заставляет политическую презентацию их интересов начинать с демонстрации силы, и других противоправных действий, демонстрирующих "твердость позиций".

И все же центральное значение на данном этапе политического процесса имеет электоральный процесс, где проходит главная линия политического конституирования людей, осуществления ими гражданских функций. В этом смысле содержательные различия политических процессов в тех или иных странах зависят, прежде всего, от наличия или отсутствия там свободных выборов и установленной избирательной системы. Вместе с тем, для характеристики данного этапа политического процесса недостаточно знаний о установлены избирательные системы, поскольку электоральный процесс непосредственным образом зависит от действующих в этой сфере норм, обычаев и стереотипов населения, которые сложились.

Для определения доминирующих форм электорального поведения и господствующих взглядов в этом процессе необходимо выявить факторы, способны решающим образом повлиять на предпочтения и отношение граждан. Зачастую ученые советуют обращать внимание на политические страсти правящих элит и способы, которыми они пользуются для влияния на результаты голосования, социальную структуру и этнический состав населения, судьбу городских жителей, уровень образованности и динамику материальных доходов, доминирующие ценности и уровень стереотипизации сознания. Эти факторы во многих случаях определяют сознательную и подсознательную, компетентную и некомпетентную участие граждан в избирательном процессе.

Второй стадией политического процесса выступает этап принятия решений и формулирования политической предпочитаю Здесь, по мнению Д.истона, политический процесс представляет собой совокупность конкретных приемов, методов, процедур, осознанных и спонтанных стратегий, ведущих к принятию конкретных решений". Эта стадия политического процесса включает наличие таких обязательных элементов, как выделение из политического контекста проблем, сбор информации, рассмотрение различных возможных альтернатив. Анализ политического процесса должен учитывать тут как макрофакторах (конституционно закреплен порядок принятия решений), так и сведения о конкретных лиц и групп, выступающих от имени государства, а также информацию, которой они обладают, и конкретную ситуацию, в которой вырабатывается общая воля.

Таким образом, содержание политического процесса будет зависеть от уровня централизации (децентрализации) власти; соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов государственной системы; взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; степени разделения ветвей власти. Качественные различия политических процессов зависят от того, базируются они на консенсусе, согласии политических сил, или найдены компромиссы по поводу ролей и функций правящей элиты и контрэлиты, расходятся ли статусные и реальные возможности субъектов, участвующих в выработке решений.

Признанные авторитеты в области теории управления и, в том числе, Ч.Лінзблом, считают, что существуют два основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений ("метод ветвей"). Первый предусматривает рациональное обнаружении проблемы и поиск путей ее решения, которые наиболее соответствуют поставленной цели. Это как идеальный план решения вопроса, результат "правильного мышления", что делает его наиболее распространенным среди представителей оппозиционных сил.

В то же время понятно, что на практике политики исходят не столько из оптимального, сколько из возможного способа действий.

Именно поэтому более оптимальным является метод "ветвей", который исходит из необходимости внесения в обычную управленческую деятельность так называемых "инкрементных поправок" (прирощування), необходимых для реализации частичной цели. Допуская даже противоположные действия в рамках общей стратегии управления, правящие элиты способны все же добиваться таким путем постепенного прирощування общего успеха. С точки зрения стабильности режима управления особенно важным является то, что при таких методах управления правительство, как правило, избегает больших сложностей и ошибок. Хотя нельзя не признать, что, идя этим путем, невозможно добиться и серьезных прорывов в политическом реформировании общества.

Учитывая плюсы и минусы рассмотренных методов принятия решений, ряд ученых настаивают на большой производительности так называемого "смешанно-сканирующего метода", который обеспечивает масштабный процесс принятия решений, сочетая при этом преимущества обоих вышеназванных методов.

Третьей фазой и структурным элементом политического процесса является этап реализации политической воли, выраженной в форме управленческих решений. Здесь в смысле политического процесса прежде всего отражается умение влад добиваться адекватной реализации принятия решений и сформулированных задач, массово покорить им поведение граждан. Правящие структуры должны обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества.

Таким образом, на данном этапе политического процесса главным вопросом является выбор адекватных принятым решением средств и методов политического регулирования (прежде всего: насильственных - ненасильственных, идеологизированных - неідеологізованих). В этом смысле правящие круги могут ориентироваться на рациональную и популистскую политические линии, проводить открытую политику, обращенную в сознании каждого гражданина, или же делать упор на правлении группировок, не заинтересованных в втягненні народа в политическую жизнь.

В любом случае реализация принятых решений должна учитывать возможность размывания и ослабление их мотивирующей роли на всех нижестоящих уровнях организации власти, потому что ниже подчинением структуры, как правило, пытаются приспособить законы, принимаемые решения и директивы властей в собственных полномочий и интересов. Например, министерства или местные органы могут давать свою интерпретацию правительственным решением, способствуя дезинтеграции власти, а соответственно, и росту противоречия политического процесса. Поэтому одной из универсальных требований к осуществлению властной воли на данном этапе политического процесса является применение правящей элитой мероприятий, которые позволят ограничить возможности политического овладения конкурентов и блокирования ими принятых решений на всех этажах политической системы. Эти требования должны выполняться даже в том случае, если утеряна социальная база правления и маневрирования осуществляется только за счет устойчивости властных структур, которая сложилась.


Назад