Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Необходимые предпосылки утверждения демократии. Этапы демократического процесса


Опыт авторитарных и посттоталитарных государств, в том числе Украины, показывает, что становление демократии - процесс длительный и не всегда непосредственно успешный. Успех преобразований определяется степенью готовности общества к восприятию демократических ценностей и процедур, степени укорененности авторитарных и тоталитарных традиций.

Политологи выделяют несколько условий, определяющих демократическую трансформацию общества.

Внешнеполитические: характер международных отношений, соперничество или сотрудничество. Влияние внешней среды может выступать в форме экономического и информационного давления, в форме поддержки демократических сил в стране, как влияние силой примера демократических стран ("демонстрационный" влияние более высоким уровнем жизни). Последний путь является доминирующим. Каналами распространения демократических ценностей является СМИ, контакты между странами: туризм, культурный обмен, обучение и стажировки в западных университетах. Фактор экономического давления проявляется в форме отказа от экономических взаимоотношений с диктаторскими режимами, в форме предоставления или отказа от экономической помощи. Известны случаи, когда прагматично настроенные лидеры слаборазвитых стран, пытаясь получить западные кредиты, объявляли о начале либеральных экономических и политических реформ.

Экономические: развитая рыночная экономика, высокие темпы экономического роста, если они используются для повышения уровня материального благосостояния населения. Связь экономического фактора с демократическими трансформациями проявляется в том, что он влияет на социальную конфигурацию общества. Признано, что без относительно высокого уровня благосостояния трудно достичь необходимой для демократии общественного согласия.

Социально-классовые изменения в социальной структуре в направлении нивелирования резкого имущественного расслоения и количественного превосходства в ней среднего класса - технической и гуманитарной интеллигенции, представителей среднего и мелкого бизнеса, высококвалифицированных рабочих, которые обладают определенным уровнем доходов и образованием. Значение, которое отводится среднему классу в теориях демократии, обусловлено его расположением между двумя полярными имущественными группами (богатыми и бедными). Он выполняет важную функцию - функцию поддержания социальной стабильности. Заинтересован в сохранении порядка и стабильности средний класс имеет и другие функции. Будучи экономически самостоятельным классом, он выступает основным плательщиком налогов, тем самым финансирует социальные программы для бедных, наконец, потребляя блага, созданные современным массовым производством,- инвестирует экономику.

Перед странами, которые стали на путь демократических преобразований, стоит проблема формирования среднего класса. Это касается и современной Украины. Очень узкая прослойка среднего класса, доминирование бедных групп населения - все это непосредственно отражается на показателях социальной стабильности и на уровне политической поляризации в обществе. Противоположные имущественные группы ориентируются на разные представления о задачах дальнейшего развития общества, на полярные идеологии и партии (одни будут поддерживать рынок и капитализацию страны, другие-проявлять антиринковість), в то время как средний класс склонен к центризму. Если под средним классом понимать слой населения, который способен адаптироваться к новым условиям жизни, то к этой группы исследователи относят 25% украинцев. В то же время к малообеспеченной слои и общества относится более 60% населения. По социологическим исследованиям в 2003 г. в 54% украинцев прибыль оказалась ниже уровень жизни. О степени социального расслоения можно говорить и по другому показателю: соотношение уровня доходов 10% наиболее обеспеченных граждан с доходами 10% самых бедных групп населения. Предельно критическим для сохранения общественной стабильности является соотношение в доходах 10 : 1. В Украине он значительно превышает предельный показатель. Следствием имущественной поляризации является рост напряжения в обществе, политические и экономические конфликты.

Культурные: повышение уровня грамотности и образованности населения, распространение гражданской политической культуры, в которой ориентация на активное участие в политике сочетается с ориентацией на подчинение законам, с дисциплиной и ответственностью, с уважением прав и свобод других людей, с готовностью к компромиссам. Политологи отмечают, что процесс формирования гражданской культуры - процесс наиболее протяженный, который иногда даже требует смены нескольких поколений. Одновременно успех демократических преобразований определяется и наличием у населения чувства гражданской идентичности, то есть ощущение принадлежности к единой государства. Последнее особенно важно для обществ, которые включают в себя различные этнические и конфессиональные группы.

Институциональные: наличие эффективной многопартийной системы и общественных организаций, других институциональных возможностей для выражения и представительства интересов различных социальных групп, в том числе избирательной системы, парламента.

Личностный фактор: конкретные действия и волевые решения ключевых политических факторов. Другими словами, процесс демократизации в обществе определяется ответственностью, волей и идеологическими ориентациями политического руководства страны. Эти факторы определяют выбор политическими элитами той или иной стратегии демократических преобразований. Политологи выделяют три этапа в осуществлении демократических преобразований.

1. Этап либерализации характеризуется кризисом авторитаризма и посттоталитарных режимов, с которого власть пытается выйти через предоставление гражданам ограниченных свобод. На этом этапе происходят изменения во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Освобождаются політвязні, ослабевает цензура. Начинает расти интерес населения к политике. Происходит активизация гражданского общества: усиливается правозащитное движение, начинает формироваться открытая политическая оппозиция. Трансформируется и сама элита: она распадается на сторонников продолжения реформ и сторонников сохранения старого режима. Победа новой элиты позволяет сохранить тенденцию мирной трансформации режима.

2. Этап демократизации предусматривает изменения во взаимоотношениях государства с другими политическими субъектами (оппозицией, партиями и т.д.), а также в отношениях между основными ветвями государственной власти. На этом этапе должны формироваться демократические политические институты (конкурентная партийная система и процедуры, активное гражданское общество. Уничтожение старой политической системы закрепляется принятием новых конституций. Конституции также определяют важное в плане перспективы развития демократии вопрос о соотношении законодательной и исполнительной власти, объем полномочий последнего.

3. Этап консолидации демократии означает достижение демократической стабильности. Переход к консолидированных демократий бывает долгим, он может растягиваться на десятилетия. Утверждение демократии определяется способностью политических актеров достичь консенсуса.

В трансформирующих (переходных) теориях различают три возможные уровне консенсуса:

  • ценностный - согласование в отношении базовых демократических ценностей;
  • процедурный - все политические актеры придерживаются правил борьбы, установленных конституцией, готовых к демократических процедур разрешения конфликтов;
  • институциональный - создание властных структур, впитывающих в себя конкурирующие интересы различных политических сил.

Сложность демократических преобразований в современной Украине связана с отсутствием достаточных предпосылок для успешного их осуществления, со слабостью гражданского общества, отсутствием реальной многопартийности, политической апатии населения, резкой имущественной поляризации общества. Негативное влияние на политическую трансформацию осуществляет такое явление, как экономический кризис, который продолжается уже более десяти лет. Среди других причин неустойчивости демократической трансформации в Украине - это поверхностное усвоение ценностных и процедурных аспектов демократии всеми субъектами, которые принимают участие в этом процессе: государством, политическими элитами, партиями, гражданами.



Назад