Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Модернизационный процесс в Украине: основные проблемы и условия их решения


Процесс политической модернизации в Украине исторически относится, несомненно, к охарактеризованного выше типа вторичной (неорганической) модернизации, характерной для переходных обществ, которые стремятся "вписаться" в процесс, что его российский политолог. Пугачев называет "осучасненням вдогонку". Это предопределяет своеобразие в самом государственно процессе в Украине, которая, по мнению современного украинского экономиста В.Малеса, "заключается в переходе, во-первых, от колониального статуса на путь самостоятельного развития и, во-вторых, от тоталітарно организованного государственно-монопольного управления методами прямого руководства (командно-административная система) до определения государственных приоритетов социально-экономического развития, исходя из общественных потребностей".

Неповторимость социально-исторического развития Украины заключается в двух основных чертах:

1) доминировании как основного субъекта модернизации властно-бюрократической верхушки, зависимой в своих действиях от чужого центра;

2) зависимости общественно-политической системы от чужих национальных традиций, ментальности и конкретных потребностей украинского общества морально-культурных ценностей и идеологических схем.

В этих условиях даже самый маленький успех реформ, который в пределах Российской, а затем и советской империй всегда имел непоследовательный, односторонний и анклавний характер, попадал в русло контрреформаторських изменений. Так было во времена земской и столыпинской реформы советской попытки создания общества массового потребления, реализации идей "ускорение" и "перестройки".

Провозглашения Украины независимым государством открыло возможности для всесторонней модернизации ее общества на основе мирового опыта и собственных потенциальных возможностей. Но с достижением определенного стартового уровня для модернизации Украина через разрыв между желаемым результатам политических изменений и их реальными результатами попала в лапы всепоглощающего "дракона", получивший в политологии название "синдром модернизации".

Синдром модернизации - это противоречие между процессом дифференциации, требованиями равенства и способностью политической системы к интеграции.

Решение проблемы преодоления "синдрома модернизации" требует организационного и теоретического обеспечения модернизационного процесса, что предполагает, прежде всего, определения и решения основных проблем. Проблемы модернизации украинского общества производные от его кризисного состояния, который, с одной стороны, имеет общие черты с кризисом в некоторых странах Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия) и России, а с другой - характеризуется такими признаками, как отсутствие конкуренции (в том числе и в политике), диспропорции и тотальная монополия экономики, коррупция и безответственность управленческих кадров, неразвитость информационного общества и др.

Учитывая такое состояние украинского общества полемика на тему: "Какое общество мы строим?", что ведется в высших эшелонах власти от начала достижения Украиной самостоятельности, не отвечает современным реалиям и потребностям. По мнению украинского социолога Є.Головахи, "решительный выбор между двумя альтернативами развития - назад к пресловутого социалистического прошлого или вперед к непредсказуемому капиталистического будущего - сам по себе является фактором, который добавляет к стрессов современного еще и страх перед возвращением старой гнусности или возникновением новой". Недаром в ответах на вопросы социологического опроса "Какая экономическая система наиболее приемлема для Украины?", проведенного в ноябре 1993 г., самой популярной, по приведенным Є.Головахою данным "оказалась позиция, которая отрицала обе эти системы; 42% считали, что ни та, ни другая не является приемлемой для Украины, которая должна иметь свой особый путь развития".

Итак, магистральное направление дальнейшего развития переходного общества определить не просто трудно, а практически невозможно. Именно поэтому одной из важнейших проблем политической модернизации является достижение в отношении устойчивого равновесия и политической стабильности в обществе на основе определения природы и направления процессов, происходящих в нем. В контексте этой проблемы чрезвычайно важными для украинского общества являются такие условия ее решения:

1) сбалансирования государственного управления и системы местного самоуправления с опорой на способность украинской ментальности витворювати разнообразные индивидуальные и общественные формы рационального хозяйствования и тягу к образованию разнообразных местных форм самореализации населения на локально-общественном и личностном уровнях;

2) выявление противоречий в общегосударственных, отраслевых, региональных, коллективных и личных интересах и определения способов их согласования ради достижения рационально-общественного и политического консенсуса в принятии социально значимых решений;

3) решение проблемы административно-территориального деления страны как средства согласования централізаторської политики украинских государственно-властных структур с федералістичною тенденцией, а также предотвращения деконцентрации власти и дезинтеграционных процессов вроде "симферопольского синдрома" или "закарпатской-русинского автономізму".

Второй важной проблемой в процессе политической модернизации украинского общества является поиск оптимальных способов перехода от традиционного общества к рациональному, смягчения вероятного столкновения старых, традиционных для данной национальной политической культуры ценностей и норм политической жизни с новыми модернизированными институтами. Здесь следует прежде всего внимательно отнестись к формированию политического режима и создание системы социального управления, ориентированных на творения стиля социально-политической жизни, соответствующего запросам и внутренним потребностям украинского общества. Вышеупомянутое предусматривает:

1) целенаправленное преодоления ситуации общей неподготовленности к общественно-государственного реформирования всей системы управления и зависимости от давления извне, а также разумное заимствования общецивилизационного политического опыта и учета опыта модернизации близких к Украине отдельными аспектами развития государств;

2) недопустимость механического переноса на национальную почву зарубежных институтов без учета национально-психологических особенностей народа и характерных черт современно-политической ситуации;

3) ограничения влияния на государственно созидательный процесс узко-партийных интересов, попутных обстоятельств, эйфории неконтролируемой свободы как гаранта против восстановления тоталитаризма; преодоление разрушительных личностных черт, обусловленных тоталитарным опытом ("разорванность" сознания; отказ от политической жизни во всех его проявлениях, кроме стихийного протеста; противоречивое сочетание демократической и тоталитарной сознания, параллельная ориентация на ценности несовместимы);

4) изменение степени и характера институционализации общества благодаря развитию вместо формализованных, официальных государственно-политических институтов ассоциативно-общественной жизни в различных спонтанных формах, рожденных самой логикой развития общества (например, сосуществование на местном уровне управления муниципалитетов, старостатів, советов, коммун и других форм самореализации населения).

Третьей проблемой политической модернизации современной Украины является налаживание системы постоянной обратной связи и диалога между представителями властных структур и населением, увеличение числа индивидов, которые имеют не только право, но и реальную возможность быть услышанными во время вынесения политических решений. До главных условий решения этой проблемы следует отнести:

1) преодоление наиболее распространенной в политике кризиса - кризиса легитимности через создание механизмов общественной саморегуляции на местном уровне, справедливое распределение ресурсов власти и управления, создание государственно-правовых институтов, норм и процедур, которые в совокупности и составляют основы правового государства и демократического политического режима;

2) преодоления политико-экономическими средствами расстояний между социальными состояниями, стимулирование социальной мобильности и доминирование политических группировок (партий, общественных объединений, групп давления) вместо всевластия бюрократии;

3) расширение на всех уровнях общественной организации механизмов политической социализации, предусматривающих включение индивида в общество через оснащение его закрепленным в культуре опытом предыдущих поколений и общечеловеческим достоянием совокупных знаний и ценностей; развитие системы политического рекрутирования (отбора персонала, который возьмет на себя ведущие роли в политике) на уровне "нижних этажей" политической системы общества.

Вышеуказанные условия решения основных проблем современного этапа политической модернизации в Украине должны служить своеобразным ориентиром для формирования самобытной отечественной модели общественно-государственного развития. К их реализации следует подходить весьма осторожно, постепенно отметая негативные ментально-психологические наслоения в сознании украинского населения, обусловленные тоталитарной общественно-политической практикой, умело сочетая элементы обычно-цивилизационного опыта с вековыми традициями украинской культуры.



Назад