Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Основные теоретические подходы к исследованию международных отношений


Важной сферой проявления политики являются международные отношения. Именно здесь закладываются основы стабильности или противоречий, определяющих судьбу целых государств и миллионов людей.

Далеко не все ученые едины в отношении того, что считать международными отношениями. Под ними понимаются межгосударственные и межправительственные отношения (узкая трактовка). Именно в отношении государства используется такое понятие, как внешняя политика. Учитывая, что эти отношения реализуются в форме дипломатии или войны, можно сказать, что символами межгосударственных отношений в подобном понимании является посол и солдат. Согласно широким трактовкой, понятие "международные отношения" относятся к всех форм международного взаимодействия членов и институтов отдельных обществ независимо от того, представляют они государство или нет. Именно эта трактовка получило сегодня наибольшее признание, потому что отражает появление новых субъектов международного политического процесса.

Следует признать, что на сегодняшний день нет единой теории, объясняющей природу и закономерности международных отношений, но есть определенные подходы к этой проблеме.

В период между двумя мировыми войнами в США окончательно формируется подход исследования международной политики, который получил название либерализма. Другое название этой школы - идеализм. Исходной идеей этого направления является убеждение в том, что все международные отношения можно регулировать с помощью морально-этических и правовых норм. Целью международной политики государств должно стать достижение мира. Войн и конфликтов, в соответствии с этим подходом, можно избежать путем распространения ценностей демократии, создание системы коллективной безопасности, действующей по принципу "один за всех и все за одного". Большая роль при этом отводится международным организациям, которые способствуют развитию взаимовыгодного сотрудничества и обмена между странами и выполняют функции миротворництва. После первой мировой войны эту модель международных отношений пытался воплотить в жизнь американский президент В.Вільсон, который разработал программу создания Лиги наций. Позже эта традиция нашла воплощение в деятельности президента США Дж.Картера.

Процессы глобализации возродили интерес к идеализму в форме неолиберализма, который признает, что наряду с государством участниками мировой политики могут быть транснациональные корпорации, финансовые группы и неправительственные общественные организации. Основным оппонентом "либерализма" выступает школа политического реализма. Она стала доминирующим подходом в годы холодной войны и не потеряла значения и сегодня. Теоретические истоки этого подхода берут начало от идей Н.макиавелли и Т.Гоббса, которые рассматривали политику как преобладание силы. Но задолго до них смысл подобного понимания взаимоотношений между народами выразил древнегреческий историк Фукидід в известной формуле: "Сильные делают то, что им позволяет их сила, а слабые принимают то, что они должны принимать".

Основными положениями политического реализма есть такие:

  • идея анархической и конфликтной природы международных отношений. Коллизии и войны - естественное состояние мировой политики. Причина мировой нестабильности кроется в отсутствии верховного арбитра. Если в политических отношениях каждой страны присутствует иерархичность, субординация, правовая регламентация, то в международной среде отсутствует любая правящая структура, способная поддерживать порядок. Поэтому каждое государство, защищая свои интересы, может рассчитывать только на себя и использовать любые средства;
  • главными и единственно значимыми субъектами международных отношений являются государства, которые в своей политике руководствуются собственным национальным интересом. Интересы одного государства находятся в противоречии с интересами других, потому что каждая сторона заинтересована во владении ресурсами, которые всегда являются дефицитными;
  • государство пытается обеспечить собственную безопасность (выживание) и может даже стремиться к доминированию. Согласно взглядом одного из родоначальников этого направления Г.Моргентау, сутью мировой политики является борьба за доминирование: желание его сохранить, укрепить или продемонстрировать;
  • возможности доминирования зависят от могущества государства, показателем которой является способность влиять на поведение других государств. Каждое государство пытается извлечь максимум выгоды и преимуществ из своего положения;
  • единственная реалистичная возможность обеспечения мира заключается в нахождении баланса сил, то есть достижении равновесия между государствами. Только угроза применения силы, а больше всего - взаимного уничтожения, позволяет сохранить стабильность в мире. Сторонники политического реализма скептически относятся к возможности регулирования международных отношений посредством норм права и моральных ценностей, хотя и не отрицают необходимости гармонизации этих отношений;
  • достижение баланса сил предусматривает деятельность государств на национальном уровне (наращивание военной и экономической мощи) и международном уровне (создание коалиции союзников, ослабление противников).

Сторонники этого подхода видят гарантии сохранения стабильности в поддержке многополярного баланса сил, в то время как биполярный или однополярный мир таит в себе опасность для сохранения мира. При этом однополярность (доминирование одной зверхдержави) рассматривается как самая нестабильная система, поскольку заставляет другие государства принимать меры для восстановления баланса сил.

Элементы как идеализма, так и реализма можно проследить в внешнеполитических доктринах некоторых стран. Сочетание двух подходов наблюдается и в концепции внешней политики Украины: признание необходимости перехода к многополярному миру в XXI в. сочетается с идеями интеграции и регулируемой системы безопасности, миротворництва и разоружения на региональном и глобальном уровнях.

Либерализм и реализм традиционными школами изучения международных отношений. Им противостоит неомарксизм, который рассматривает характер международного среды в категориях господства и подчинения: экономически отсталые государства (Юг развивающейся) находятся в прямой зависимости от индустриально развитых (развитая Север). Одно из самых интересных объяснений сущности международных отношений подано в теории "мир экономики", ведущего представителя этой школы, американского историка и социолога Е.Валерштейна.

Согласно ученым, современная теория "мир экономики" поляризована и выраженная тремя элементами:

  • "ядром" - наиболее развитые страны, мировые лидеры производства, обладающих передовыми технологиями;
  • "напівпериферією" - менее развитые страны, которые уступают в экономическом развитии государствам "ядра";
  • "периферией" - слабкорозвинуті страны, которые эксплуатируются "ядром".

Эта мировая система стала складываться с середины XVIII в. и окончательно стабилизировалась до середины XX в. Не соглашаясь с тезисом марксизма о том, что индустриальное развитие европейских стран осуществлялся исключительно за счет эксплуатации собственных трудовых и хозяйственных ресурсов, Е.Валерштейн обосновал другое положение: развитие стран "ядра" как в прошлом, так и в настоящем обязан сырье и эксплуатации дешевой рабочей силы "периферии". По государств "напівпериферії" мировой экономики, то их положение двойственное: они выступают одновременно как эксплуатируемые и как эксплуататоры слаборазвитых стран. Не исключено, что некоторые из этих государств могут изменить свой статус, войдя в состав стран "ядра" (тому пример - Япония), или раствориться в "периферии". Государства "ядра" господствуют над остальным миром информационно и технологически. Их положение поддерживается также военно-политической силой. Зависимость от них остальных стран проявляется и в необходимости получения экономической помощи.

В целом, содержание сущности международных отношений в трактовке неомарксизма раскрывается в следующих положениях:

  • усиление в условиях глобализации поляризации между богатыми и бедными странами, предусматривает конфликтный характер взаимоотношений между ними. Будущее мировой системы определяется тем, сумеют ли страны периферии опираться навязанной им течения;
  • основными субъектами в международной среде есть государства, в основном это крупные государства. Сами государства являются проводниками интересов "мир экономики", под которыми понимается взаимодействие транснациональных корпораций (ТНК), интернационализация капиталов, координация между производственными комплексами;
  • наличие доминирующей страны (США), которая распространяет свое лидерство не только на страны "периферии", но и на страны "центра".

Из многих других школ можно выделить концепцию "демократического мира", которая начала оформляться с 60-х годов XX ст. Сторонники этого подхода, как и "либералы", развивают идею И.канта о возможности достижения вечного мира на основе политического и морального совершенствования человека и общества. Для немецкого философа миролюбивая внешняя политика является продолжением внутренней либерального курса республики. Современные исследователи выводят прямая связь между демократическим режимом страны и ее пацифизмом в международной среде. Ссылаясь на статистику войн, они сделали вывод, что стало аксиомой: демократические государства не воюют друг с другом. Объяснение этому видится в ответственности правительства перед общественностью - в отрицательном отношении к насилию; в совместимости базовых ценностей, что вызывает взаимные симпатии народов разных стран; в демократической политической культуре, которая включает в себя установку на достижение компромисса, на сложность процедуры принятия решений о вступлении в войну. Указывается на то, что, будучи втянутыми в вооруженные конфликты, эти государства стремятся компромиссно их завершить и альтруистично ведут себя в отношении побежденных. Оппоненты этой теории, в роли которых выступают "реалисты", ставят под сомнение ее выводы и прогнозируют возможность обострения противоречий между США и Западной Європою, США и Японией. Они ссылаются на факты проявления враждебности по отношению авторитарных режимов, приводя пример силовых санкций против Югославии и Ирака.



Назад