Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Основные субъекты современных международных отношений


До середины XX в. мировая политика строилась из расчета государственно-центристской модели международных отношений. Главным ее субъектом выступали государства. Подобная схема международных отношений была заложена Вестфальским миром (1648), который подвел итог Тридцатилетней войне в Европе и определил границы между государствами. Договор стал признанием того, что споры невозможно решать только военным путем. Современная мировая политика учитывает тот факт, что в настоящее время в мире существует более ста девяноста государств. Но геополитики прогнозируют, что процессы этнического сепаратизма могут привести к созданию примерно четырехсот государств. Государства отличаются одна от другой разными параметрами: размерами, возрасту (исторические и новые государства), численности населения, экономическому потенциалу, степени политического влияния. По экономическому критерию выделяют три группы государств. К первой группе относятся богатые государства, под которыми понимают индустриально развитые государства с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Это, прежде всего, страны Большой семерки: США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония. К числу богатых относят и крупных экспортеров нефти Персидского залива - Бахрейн, Кувейт, Катар и др. Ко второй группе относятся новые индустриальные страны, что сделали в 70-80-х годах резкий бросок в своем экономическом развитии, но которые пока что не сумели догнать по уровню жизни государства первой группы: Китай, Индию, так называемых "азиатских тигров" (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), страны Латинской Америки (Мексика, Бразилия). Сюда относятся и бывшие социалистические страны Восточной Европы. К третьей группе относятся бедные страны Латинской Америки, Африки, некоторые бывшие республики СССР.

Политическое влияние страны на международной арене в значительной мере определяется их экономической и военной мощью. В современном мире именно функционирования экономики непосредственно определяет как международный статус государства, так и ее боеспособность вооруженных сил. В отношении стран, которые обладают сильным военным и экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием, используется термин "государство". При этом в мировом сообществе выделяют собственно зверхдержави и большие государства. Начиная с 1945 г. и в течение следующих четырех десятилетий СССР вместе с США определялись как две зверхдержави. Зверхдержаву от других стран отличают три критерия: возможность массового и полного уничтожения, способность влиять на развитие всех других стран, невозможность для любой коалиции нанести поражение одной зверхдержаві, если эта коалиция не поддержит другая зверхдержава. Равновесие в международной среде, которая осуществляется по схеме противостояние двух государств и поддерживающих их коалиций стран, определяется как биполярная модель мира. После распада СССР сложилась однополюсна модель международных отношений с единственной зверхдержавою - США. Политологи хоть и прогнозируют возможность в будущем многополярность и появление других государств, равных по своим могуществом США, все же вынуждены признать, что сегодня США обладают всеобщей преимуществом.

В крупных государств, согласно Г.Маргентау, относят страны, обладающие военной силой и способностью отстоять свою независимость, экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием. Сюда же он добавляет и геополитический фактор (пространство и расположение страны). Как правило, в крупных относят страны, обладающие ядерным арсеналом и современными средствами его отправки, а также такие, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай). По экономическим и политическим влиянием в крупных относят Германию и Японию. Что касается России, то в связи с тем, что она считается наследником бывшего СССР, то она в определенной степени занимает сегодня статус определенного элемента мирового политического и экономического порядка.

Ключевую роль на региональном пространстве играют средние государства, например, Индия в Юго-Восточной Азии, Мексика в Центральной Америке, Турция, которая пытается закрепить свое влияние в новых государствах Средней Азии. Различают также малые и микрогосударства. Их отличает небольшое количество населения (один - два миллиона) и невозможность самостоятельно защитить свой суверенитет.

Субъектами политики мирового масштаба являются международные организации, блоки и союзы, которые сотрудничают или противостоят друг другу. Они создаются на основе общности интересов стран-участниц для реализации определенных экономических и военно-политических задач. Первые организации подобного типа появились в начале XX в., а сегодня их насчитывается более четырехсот. Существуют различные типологии международных организаций. Одна из наиболее распространенных классификаций предусматривает выделение различных типов в соответствии с территориальному признаку и направлением деятельности.

В зависимости от первому критерию различают:

  • универсальные международные организации. Такой является Организация Объединенных Наций (ООН);
  • межрегиональные организации, например, Организация Исламская Конференция;
  • региональные организации и блоки. Всего в мире насчитывается шестьдесят организаций подобного типа, например, Европейский Союз, СНГ, Организация Африканского Единства, Сообщество южноафриканских стран с целью развития, Региональное экономическое сообщество в Латинской Америке, Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
  • субрегиональные организации, например, Бенилюкс, что объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

В зависимости от направления деятельности выделяют:

  • загальноцільові организации. Такой организацией является ООН, который координирует сотрудничество стран-участниц в различных сферах. Одна из важнейших функций - осуществление международной безопасности, регулирования конфликтов. С 1948 p. OOH осуществила более пятидесяти миротворческих миссий в различных регионах мира;
  • специализированные организации. Например, ООН включает в свою структуру международные организации, созданные для координации усилий стран в отдельных отраслях - Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ), международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО (организация, занимающаяся вопросами культуры, образования и науки), Международный суд, Международный Валютный Фонд (МВФ), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и т.д. Различные формы сотрудничества осуществляются в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Наконец, необходимо вспомнить, что в течение нескольких десятилетий во второй половине XX в. мировая политика определялась противостоянием двух военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО) и Организации Варшавского договора.

Специфической международной организацией, которая обладает атрибутами политической власти, является Европейский союз. Существующий с 1979 г. Европейский парламент наделен законодательной, бюджетной и контрольной функциями, но это не означает ограничение суверенитета государств, входящих в Союз.

Процессы глобализации современного мира значительно расширили круг субъектов международных отношений. Например, серьезную конкуренцию национальным государствам в осуществлении политики составляют транснациональные корпорации (ТНК). Они стали самостоятельными субъектами не только экономических, но и политических отношений. Сегодня в мире насчитывается тридцать пять тысяч транснациональных образований. Ядро же мировой хозяйственной системы составляют пятьсот ТНК, которые обладают неограниченной экономической властью. Под контролем ТНК находится более половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, четыре пятых патентов и лицензий на новую технику, технологии и "ноу-хау".

Исследователи, оценивая роль ТНК в современном мире, делают неоднозначные выводы о перспективах национального государства. Согласно одному из подходов, ТНК существенно подорвали суверенитет национального государства. При этом указывается на то, что экономический потенциал крупнейших ТНК можно сравнить с внутренним валовым продуктом ведущих средних стран. Применительно к развитых стран еще можно говорить о двоевластие: государство защищает интересы собственных ТНК в различных регионах мира, а те, в свою очередь, обеспечивают налоговые поступления от международной деятельности. По другой группы развивающихся государств, то их экономика иногда полностью зависит от ТНК. Последние обладают различными способами воздействия на правительства этих стран и могут заставлять их проводить политический курс, который противоречит собственным национальным интересам. Другими инструментами влияния на национальные правительства выступают международные банки, финансовые и трастовые компании. Они, как правило, связывают условия предоставления помощи с соблюдением странами определенных правил игры и предоставляют кредиты только тем из них, которые демонстрируют готовность следовать определенному экономическому и политическому курсу. Ослабление некоторых функций государства вовсе не означает, что она перестала быть институтом формирования политики. Речь, видимо, идет о том, что существенно подорвано монополия государства в сфере регулирования национальной экономики, финансовых потоков, экологических, правовых и социальных проблем. О расширении роли в мировой политике негосударственных факторов свидетельствует и деятельность неправительственных организаций - "Врачи без границ", "Международная амнистия", "Международный Красный Крест" и др. Нельзя не учитывать и контакты между политическими партиями, этническими и религиозными диаспорами разных стран. Неправительственные организации могут напрямую, минуя властный правительство, апеллировать к общественному мнению других стран в случае нарушения прав каких-либо групп населения. Наконец, международного значения могут приобрести даже отдельные личности, например, финансист Сорос или исламский террорист Бен Ладен.



Назад