Электронная онлайн библиотека

 
 Политология

Понятие национального интереса. Национальные интересы Украины


Контекст переменных силовых соотношений имеет свою стержневую основу, которой выступает понятие "национальный интерес" или, как уже отмечалось, в современной мировой политике в большинстве случаев наиболее острым является не вопрос о физическом выживании, а вопрос о соучастии и взаимодействие. Современный мир богат новыми элементами, которые способствуют перераспределению могущества, что концентрировалась в руках крупных военных держав. Эти новые элементы в перераспределении власти (например, частные транснациональные субъекты) ведут к осложнению национальных интересов, более того, транснациональные инвестиции создают новые интересы, в связи с чем соперничество в международной политике усложняется. Транснациональные субъекты могут выступать не только в роли ограничителей при осуществлении национальных интересов, но и влиять на то, каким образом такие интересы определяются в политике государств.

Какой же смысл понятия национальный интерес как наиболее общего фундаментального понятия международной политики? В самом широком плане интересы включают широкий круг интеллектуальных, исторических, моральных ценностей. Без учета культурно-исторических традиций и национальных ценностей понимание международной политики будет неполное. Моргентау справедливо считает национальную идентичность неотъемлемым элементом национального интереса. В научной литературе общественный интерес подается как осознание потребности субъекта или социальной общности, которая вытекает из условий их существования и деятельности. В то же время интерес - это отношение потребностей к условиям их реализации. Соответственно, национальный интерес является осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей государства.

Главная задача внешней политики любого государства - это обеспечение ее внутреннего развития. Сила государства и сегодня является важным средством обеспечения национальных интересов и достижения внешнеполитических целей. Но, реализуя свои собственные интересы государства, обязательно втягиваются в моральные конфликты, поскольку осуществление интересов и целей средствами силы постоянно входит в противоречие с определенными моральными нормами, с универсальными идеалами.

Применение силы в международной политике, в соперничестве государств на международной арене сегодня является опасным. Это грозит уничтожением человечества. Поэтому выход следует искать не только в разумном соотношении силовых и сбалансированных интересов, но и в нравственности политики. Мы не будем вступать в дискуссию, существуют ли универсальные моральные законы, должна ли их соблюдать государство и т.д. Проблема здесь шире, потому что есть разница между моралью индивида и моралью государства. Немецкий историк XIX в. Генрих фон Трейчке писал, что о государстве нельзя судить на основе тех норм, которые касаются индивидов, о ней надо судить в соответствии с теми принципами, которые определены ее собственной природе и ее конечными целями.

Государство во взглядах классических мыслителей (Платон, Аристотель, Спиноза, Гегель) сама является проявлением моральной идеи. Каждое государство как конкретная историческая индивидуальность руководствуется в своем поведении своими особыми нравственными принципами; она не подчиняется напрямую никаким внешним по отношению к ней моральным принципам и не следует слепо никакие абстрактные рассуждения о человеческих правах в реализации своего государственного интереса, особенно в области международных отношений. В силу такой трактовки государства этими философами не признавался конфликт между политикой, с одной стороны, и моралью и справедливостью с другой. Гегель вообще считал абсурдным именно предположение, что политика может быть в конфликте с правами и обязанностями. Как совместить альтруизм и эгоизм в международной политике? Что ценнее: этика убеждения или этика ответственности? В деятельности политика или частного субъекта международной политики всегда присутствует желание принимать во внимание интересы других государств или других субъектов международной политики. И здесь должно брать верх этика ответственности. Для государства, считал Т. Рузвельт, аморально видеть только свои собственные интересы, но глупо, в то же время, надеяться, что забота лишь о собственных интересах является единственным возбуждающим мотивом поведения любого другого государства.

В принципе мы согласны с веберівською постановкой вопроса о том, что этика убеждения и этика ответственности - не суть абсолютные противоположности, что они взаимодополняемы и связанные с концепцией интереса.

Международная политика должна основываться на двух принципах: защищая и способствуя реализации собственных интересов, любой субъект международных отношений должен с уважением относиться и к интересам других государств. Это означает, что ум государства, выраженный в его национальном интересе, заключается в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. Эту аксиому и пытается осознать сегодня Украина, разрабатывая концепцию внешней политики и национальной безопасности.

Национальная безопасность - государственная политика, направленная на создание внутренних и международных условий, благоприятных для сохранения и укрепления жизненно важных национальных ценностей; это состояние, которое обеспечивает защищенность интересов народа и государства, общества и каждого его гражданина.

Именно поэтому политика государства призвана отвести угрозы правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям суверенного национального государства в окружающем мире.

Концептуальную основу национальной стратегии в вопросах безопасности было заложено еще в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины, отдельные разделы которого посвящен внешней и внутренней безопасности, а также международным отношениям. В одобренной в начале 1997 г. Верховной Радой Концепции национальной безопасности Украины впервые определены направления рассмотрения проблемы национальной безопасности, угрозы и меры по отводу этих угроз. В сконцентрированном виде представлены официальные взгляды и идеи относительно национальной безопасности и обороны Украины. В создании Концепции принимали участие политики, которые представляют все ветви власти и политические партии. Практически это означает, что упомянутый документ фиксирует консенсус политических сил в самой важной сфере общественной и государственной жизни.

Чрезвычайную роль для обеспечения национальной безопасности страны и ее интеграции в международную систему безопасности сыграло принятие Конституции Украины. В ней много внимания уделяется национальной безопасности и ее составляющим - государственной безопасности, в том числе экономической, информационной, экологической. Согласно Конституции основан новый государственный орган - Совет национальной безопасности и обороны Украины, предшественником которой была создана еще в 1992 г. Совет национальной безопасности при Президенте Украины. За годы существования эта Совет немало сделал для развития и уточнения концепции национальной безопасности Украины, накопила опыт в координации деятельности всех силовых структур, сотрудничестве с Министерством иностранных дел в формировании внешней политики. Важным направлением деятельности Совета стали мониторинг внутренних угроз национальной безопасности и решения соответствующих проблем внутренней политики, в частности на основе взаимодействия с Верховной Радой.

В условиях растущей взаимозависимости мира в ракетно-ядерную эпоху предыдущее одномерна понимание безопасности как исключительно военно-стратегической проблемы становится достоянием прошлого. В частности, после ядерной аварии на Чернобыльской АЭС для беспристрастных политиков и исследователей стала очевидной неделимость безопасности, которая должна базироваться на взаимовыгодной основе, с учетом не только военных, но и политических, экономических, экологических, технологических, гуманитарных и других факторов. Национальная безопасность имеет теперь многокомпонентный характер, в котором чисто военные или даже ее внешнеполитические аспекты уже не являются доминирующими для государства или нации, которая существует в системе сложных взаимоотношений глобального и регионального уровней. Минимизация угроз предусматривает существование и функционирование военно-политических, экономических, экологических, социокультурных и других механизмов, которые составляют систему национальной безопасности и обеспечивают защиту населения как от нежелательных внешних и внутренних воздействий, так и от противозаконных, антигуманных действий государственных, правительственных и партийных структур.

Такой подход существенно расширяет традиционное толкование понятия "национальная безопасность" не только за счет введения дополнительных измерений в экономической, экологической, национально-культурной и других сферах бытия, но и за счет определения безусловного примата прав и свобод человека над правами государства.

Дальнейшая однозначная опора как промышленно развитых стран, так и развивающихся стран, на военную силу не только не повышает, а и существенно снижает уровень, предел их национальной безопасности. Подобный подход подрывает экономическую мощь, конкурентоспособность всего хозяйства государства, а также науку и культуру. И что особенно опасно, подобная одномерность подрывает, собственно, жизнеспособность человека, общества и планеты в целом.

Проблемы национальной безопасности Украины многоаспектные по своей природе. Они отражают не только общие черты и специфические черты, вытекающие из трудностей развития молодой многонационального государства, которая находится на стадии становления собственной государственности, а также совокупность геополитических, экономических, экологических, социокультурных особенностей страны и ее ближайшего окружения. Безопасность каждой страны имеет конкретно-исторический характер, она зависит от геополитического положения, наличия надежных партнеров и консолидирующей политики власти. Многовековая подчиненность Украины другим государствам объясняется не в последнюю очередь и неконсолідованістю руководящей элиты. Представители властных эшелонов предыдущей эпохи существования Украинского государства соперничали и конфликтовали между собой в вопросах внешнеполитических ориентаций и приоритетов. А поэтому сейчас важно, чтобы разногласия в подходах различных политических партий и движений не тормозили достижения консенсуса по проблемам национальной безопасности, государства.

На современном этапе (90-е гг. XX ст.) проблемы национальной безопасности Украины требуют формирования полнокровной, соответствующей неотложных внутренних и внешних потребностей национальной государственности. Ведь эффективная система национальной безопасности предусматривает наличие прочных государственных институтов, способных гарантировать соблюдение прав и свобод человека, защита населения от возможных угроз. Построение нового общества находится на начальной стадии. Независимость Украины пока что весьма шаткая, она детерминирована отсутствием адекватных государственных возможностей и формированием механизма гарантирования национальной безопасности. Суверенитет Украины иногда нарушается вмешательством во внутренние дела со стороны ближайших соседей. Соборность нашего государства ставится под сомнение отдельными политическими силами из-за рубежа, что заявляют о территориальных претензиях к Украине. К тому же и развитие демократического, социально-правового государства с развитым гражданским обществом - дело длительная и кропотливая. В этих условиях чрезвычайно важной является задача выработки основных принципов концепции национальной безопасности Украины. Конкретно-исторический подход обусловливает формирование четких стратегических и тактических ориентиров, которые отличались от ориентиров недавнего прошлого. Наше государство учитывает те колоссальные изменения, которые произошли в Европе и мире в начале 90-х гг. К ним мы относим: преодоление последствий "холодной войны", социально-политическое самоопределение стран и народов Центральной и Восточной Европы, объединение Германии и распад ОВД, Советского Союза и т.д. Благодаря этим огромным геополитическим сдвигом стало возможным преодоление биполярного разделения Европы и мира. Появление на карте мира независимой Украины является красноречивым свидетельством коренных изменений на континенте. Очень быстро состоялся процесс признания государственной независимости Украины. Так, более 70 государств официально признали наше государство в течение месяца после ее провозглашения, в частности Россия, Польша и Германия. А уже в течение первого года более 130 стран мира признало государственную независимость Украины.

Развитие качественно новых равноправных двусторонних межгосударственных отношений, а также расширение связей Украины с большинством европейских и международных организаций мира имеет дружный и предсказуемый характер. Уже с первых шагов на пути утверждения независимого государства Украина провозгласила, что не признает войну как средство разрешения международных споров, не считает ни один народ своим врагом и не имеет территориальных претензий к другим государствам. Украинская дипломатия наращивает усилия в направлении политического и экономического практицизма и стратегического партнерства. Вокруг ликвидации ядерного арсенала Украины велись острые дискуссии и споры как в самой Украине, так и за ее пределами, имели место и спекуляции. Однако безъядерного статуса наше государство достигло на собственных предложенных условиях, а именно: присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия как неядерное государство, получив гарантии безопасности и территориальной целостности со стороны США, России и других членов ядерного клуба.

В постконфронтаційний период полюсом стабильности Европы остается НАТО. Это реально завершена, проверенная временем система, способная влиять на ситуацию безопасности на континенте. Полюс сил, которая формируется вокруг России, пока не вступил жизнеспособной формы. Для Украины, как и для России, важно не усиливать разногласий и возможного противостояния этих центров влияния. В интересах безопасности всех стран, в том числе и Украины, - наращивание сотрудничества с западноевропейскими структурами, не противопоставление, а взвешенность в отношениях с Россией и в рамках СНГ. Важно, чтобы переходные процессы в Украине, России и в других постсоветских странах, как и в целом в Восточной Европе, привели к образованию стабильности и динамической демократии, формирования основ цивилизованного развития государства в интересах гражданского общества.

Распространение сферы влияния НАТО на восток является весьма болезненной проблемой для России. Она воспринимает это как перенос "берлинской стены" на бывшей советско-польскую границу. Украинское государство, которое не возражает против расширения НАТО, должен находить объективные направления сотрудничества со всем кругом европейских стран, с региональными их объединениями. Важно выяснить, что делу рост доверия, а потом и сотрудничества может послужить программа "Партнерство ради мира", которую НАТО вместе с восточноевропейскими странами, в том числе и с Украиной, осуществляет с 1994 г. Развивая все активнее отношения с НАТО, Украина в 1995 г. в рамках "Партнерства ради мира" подписала индивидуальную программу сотрудничества с этим альянсом.

Другими шагами к стабильности и безопасности на континенте является сокращение вооружений всех видов. Со своей стороны Украина подтвердила собственную ответственность за выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписав 5 июня 1992 г. специальное соглашение участниц Договора о ОБСЄ. Этот Договор уменьшает угрозу неожиданного нападения на Украину и заблаговременно подготовленных извне крупномасштабных военных действий. Согласно Договора наше государство в три этапа до конца 1995 г. сократила около 2300 танков, 3000 бронемашин, 400 боевых самолетов.

Актуальной является действенное сотрудничество в миротворческих акциях. К ней уже не один год привлекается Украина, этому же процессу подчиняются совместные военные учения украинских и североатлантических подразделений. Необходимо выяснить позицию Украины относительно желания стать нейтральным, внеблоковым государством. Но полного нейтралитета не может быть принципиально. Это касается всех векторов внешней политики Украины. Важно показать конструктивизм Украины в СНГ. Так, наше государство предложила заключение ряда договоров по вопросам безопасности и сотрудничества, инициировала подписание 20 марта 1992 г. декларации о неприменении силы или угрозы силой во взаимоотношениях между государствами - участниками СНГ. Приветствуя развитие взаимовыгодных экономических отношений, Украина не склонна к образованию "славянского треугольника", формирование военно-политического союза или любых надгосударственных структур стран Содружества. Такая позиция определяется внеблоковым характером отношений Украины, ее ассоциированным членством в рамках СНГ, экономической целесообразностью.

Наряду с коллективной системе безопасности Украина значительное место в своей внешней политике отводит факторам двусторонних взаимоотношений. В рамках этого измерения безопасности Украины особое место украинской дипломатией, политиками отводится отношениям с РФ, США, ФРГ, со всеми странами "семерки", с непосредственными соседями и другими государствами. Определение приоритетов, оптимальной модели отношений с соседями и общепризнанными мировыми лидерами может дать положительный результат и способствовать достижению необходимой безопасности и авторитета Украины в мире. Сложность ее отношений с Россией детерминированная различными факторами. Основными генераторами напряженности выступают ядерная проблема, распределение Черноморского флота, а также различные подходы относительно СНГ, правового статуса русских в Украине и т.п. Представители высших эшелонов власти России постоянно демонстрируют твердость и неизменность своих намерений выступать с позиций сверхдержавы, с глобальными претензиями на особую роль, в частности на Европейском континенте. Поэтому перед Украиной стоят задачи нахождения и формирования оптимальных партнерских отношений с РФ, уравновешенных отношений в рамках СНГ в соответствии с интересами собственной безопасности, необратимости геополитических изменений, успешного развития государства.

Нынешняя администрация США на практике демонстрирует понимание проблем безопасности Украины, готовность воспринимать нас как европейское государство, стабильность которой будет влиять на европейскую безопасность. А впрочем, позиция Белого дома однозначно склонна к стратегической приоритетности России для национальных интересов США. Не менее важно полнее учитывать и противоборство тенденций интервенционизма и изоляционизма в США, где сторонниками этих линий возникают в соответствии Белый дом и республиканское большинство в Конгрессе. Итак, национальной безопасности Украины отвечают партнерские, дружеские отношения с Россией и реализация стратегической цели США в отношении подключения государств молодой демократии, в том числе и Украины, к общеевропейской интеграции. Делу национальной безопасности нашего государства призваны служить гибкая внешняя политика, использование удобного и влиятельного геополитического положения, предотвращения влиятельные и возможной зависимости от одного государства или группы государств.



Назад