Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.6.1. Сущность и классификация услуг


Развитие международного рынка товаров обусловил формирование и интенсивное развитие международного рынка услуг, который занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас около 70%, а развивающихся стран - 55%. В сфере услуг развитых стран мира занято более 60% работающих.

Обычно, под услугами понимают любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой.

В справочнике "Либерализация международных операций с услугами", разработанном в середине 90-х годов ЮНКТАД и Всемирным банком, дается такое определение услуг: "Услуги - это изменение в положении институциональной единицы, которая произошла вследствие действий и по взаимному согласию с другой институциональной единицей".

Производство услуг имеет свои особенности. Оно может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде. В связи с этим различают два вида услуг:

-производственные (материальные);

-непроизводственные (нематериальные).

Услуги первого вида опосредуются материально связанные с материальными продуктами. Предоставление таких услуг по содержанию не отличается от процесса труда в материальном производстве. Второй вид услуг не связан с материальными продуктами и направлен непосредственно на человека или ее окружения.

Есть разные подходы к классификации услуг. Руководство по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются все страны мира, относит к торговых (т.е. международных услуг) такие их виды и подвиды: транспорт (пассажирский и грузовой), поездки (деловые и личные), связь, строительство, страхование, финансовые услуги, роялти и лицензионные платежи, другие бизнес-услуги (посреднические услуги, лизинг и другие деловые, профессиональные и технические услуги), личные, культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные и другие), правительственные услуги.

Классификация ГАТТ/ВТО включает более 600 разновидностей услуг. Она базируется на Международной стандартизированной промышленной классификации, которая принята ООН и признается во многих странах мира. Согласно этой классификации к услугам относятся все товары, которые включены в категории 4-9, а именно: коммунальные услуги и строительство; оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, транспортировка, хранение и связь финансовое посредничество; оборона, здравоохранение и общественные работы; другие коммунальные услуги, социальные и личные услуги. Именно эта классификация используется во время переговоров о либерализации международной торговли услугами которые проходят в рамках ГАТС/ВТО. (GATS - General Agreement on Trade in Services) - это генеральное соглашение по торговле услугами, которая является главным международным документом, который регулирует международную торговлю услугами в целом.

Классификация Всемирного банка предусматривает разделение всех услуг на две группы:

- факторные услуги, которые включают платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы и инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентам);

- нефакторные услуги, которые включают остальных видов услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

Эта классификация так же, как и предыдущая, используется при обсуждении проблем урегулирования международной торговли услугами в рамках ГАТС, которые обычно сосредотачиваются на нефакторних услугах.

Отмечая, что предоставление услуг преимущественно происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций, А. Киреев предлагает классифицировать услуги в зависимости от способа их доставки потребителям:

а) услуги, связанные с инвестициями, - банковские, услуги, профессиональные услуги;

б) услуги, связанные с торговлей, - транспортные, страхование;

в) услуги, связанные одновременно с торговлей и инвестициями, - связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги.

В Украине с целью анализа внешнеэкономической деятельности используется классификация с выделением транспортных, информационных, инжиниринговых, консалтинговых, туристических услуг и т.п . (т.е. классификация нефакторних услуг).

Одним из распространенных видов услуг на международных рынках инжиниринг - инженерно-технические и консультативные услуги по созданию объектов промышленности, производственной и социальной инфраструктур. Эти услуги включают комплекс работ, который включает предпроектные технико-экономические исследования и обоснования, лабораторные или экспериментальные доработки технологии или прототипа, разработка детальных структур проекта от эскизного варианта к издание спецификации на оборудование, технологическое сопровождение в процессе освоения технологии или оборудования, консультирование в процессе реализации проекта и др.

Объектами инжиниринга могут быть целые проекты или отдельные мероприятия, направленные на повышение эффективности производства. Полный комплекс услуг и поставок, необходимых для сооружения нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Составляющими его являются: проектно-консультационный инжиниринг, технологический инжиниринг, строительный (общий) инжиниринг, управленческий инжиниринг.

Проектно-консультационный инжиниринг предусматривает предоставление услуг в проведении технико-экономического обоснования проекта, проектировании объекта, разработке планов строительства и контроля за проведением работ, подготовке торгов на инженерно-строительные работы.

Технологический инжиниринг - это предоставление заказчику технологии или технологий для строительства и эксплуатации объектов, разработку проектов водоснабжения, энергоснабжения и транспорта.

Строительный инжиниринг - это оказание консультационных услуг при подготовке и осуществлении проекта: осуществление от имени заказчика надзора за строительством; проведение переговоров с проектировщиками и подрядчиками; консультирование и обучение специалистов; выполнение по желанию заказчика функций генерального подрядчика; поставка оборудования и монтаж установок.

Управленческий инжиниринг - услуги по организации производственной структуры и системы управления предприятием.

Инжиниринговые услуги оказывают инжиниринговые фирмы различных типов: проектные фирмы в строительстве; инженерно-консультационные фирмы широкого профиля также в строительстве; фирмы информационного инжиниринга; инжиниринговые фирмы по вопросам управления; маркетинговые фирмы.

Консалтинговые услуги - консультирование производителей, продавцов и покупателей по вопросам экономической деятельности предприятия, фирм и организаций. Предоставляются консалтинговыми фирмами, которые осуществляют исследования и прогнозирования рынка, оценивают экспортно-импортные операции, разрабатывают технико-экономическое обоснование на объекты международного сотрудничества и создание СП, проводят комплексное маркетинговое исследование и разработка маркетинговых программ, разрабатывают экспортные стратегии на конкретных рынках и т.п.

Рост масштабов продажи за границу оборудования и машинной техники вызывает необходимость их технического обслуживания и обеспечения запасными частями, что сопровождается предоставлением соответствующих услуг.

Техническое обслуживание осуществляется как в сфере обращения, так и в сфере потребления.

Техническое обслуживание в сфере обращения содержит предоставление услуг по предпродажного сервиса и предпродажного доработки. Предпродажный сервис охватывает распаковка товара, исправление повреждений, полученных при транспортировке, испытания узлов и систем, инструктаж потребителей и предоставление им помощи при установке или монтаже.

Предпродажное доработки предусматривает доукомплектование экспортной продукции в соответствии с требованиями страны-импортера и ее адаптацию к местным условиям.

В сфере потребления техническое обслуживание заключается в обслуживании в гарантийный и послегарантийный периоды. Первый из этих видов предусматривает содействие в монтаже и пуске в эксплуатации, консультации потребителей; устранение выявленных дефектов, проведение профилактических осмотров. Обслуживание в послегарантийный период предусматривает такие же услуги, но они предоставляются на коммерческих началах.

Одной из наиболее динамичных форм в международной торговле услугами туризм. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста количества иностранных туристов в мире составляли 5,1%, валютных поступлений - 14%. По прогнозам экспертов ожидается, что при сохранении таких темпов роста, количество международных путешествий на 2005 г. достигнет 900 млн. чел., а на 2010 г. - 937 млн. человек.

Международный туризм входит в тройку крупнейших отраслей-экспортеров, уступая лишь нефтяной промышленности и автомобилестроению, доля которых в мировом экспорте составляет 11% и 8,6% соответственно. Суммарный доход стран мира от международного туризма составляет 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.

Доля туристического бизнеса составляет около 6% мирового ВНП, 7% суммарных капитальных вложений и 5% всех налоговых услуг. Это обусловливает особое внимание к развитию этой сферы бизнеса. Туризм как товар реализуется в форме услуг (материальных и нематериальных). Туризм не является товаром первой необходимости, поэтому он становится потребностью человека только при определенном уровне его доходов и определенном уровне богатства общества.

По международной статистике, туристом есть любой человек, который временно посещает другую страну с кем-какой целью, кроме профессиональной деятельности, что оплачивается в этой стране. В международной экономике туристами считают лиц, которые провели за границей более 24 часов. В противном случае их считают экскурсантами.

Различают международный туризм трех видов:

-рекреационный - с целью отдыха, лечения, занятий спортом, поездки к родственникам, знакомым и т.д.;

-научный - для участия в конференциях, симпозиумах, конгрессах, научных выставках и т.п.;

-деловой туризм - встречи с деловыми людьми, посещение с целью посещения выставок, ярмарок и др.

Классификация Всемирной организации по туризму (ВОТ) предусматривает разделение всех стран на две группы:

-страны - поставщики туристов, или страны, импортирующие туристические услуги. К этим странам ВОТ относит США, Бельгию, Данию, Германию, Голландию, Новую Зеландию, Швецию, Канаду, Англию;

-страны, принимающие туристов, или страны, которые экспортируют туристические услуги. К этим странам ВОТ относит Австралию, Грецию, Кипр, Италию, Испанию, Мексику, Турцию, Португалию, Францию, Швейцарию.

ВОТ имеет статус межправительственной организации, которая отвечает за развитие туризма.

Международные транспортные услуги - это услуги всех видов транспорта, которые обеспечивают перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, и которые предоставляются резидентами одной страны резидентам другой страны.

В зависимости от вида транспорта, используемого для перевозок, различают морские, речные, воздушные, трубопроводные, космические, железнодорожные и автомобильные сообщения. Международные соединения бывают прямые и комбинированные. Прямые международные соединения обслуживает один вид транспорта, а комбинированные - последовательно два или несколько видов транспорта.

Наиболее универсальным и эффективным средством транспортировки больших объемов товаров (грузов) является морской транспорт. Его доля составляет около 80% от общего объема международных перевозок.

В международных пассажирских перевозках лидирует воздушный транспорт, который обеспечивает преимущество в скорости перевозок.

Все большее применение в международных перевозках находит панъевропейская транспортная система с использованием мультимодальных перевозок - перевозок, когда перемещаются модули (груз упакован в контейнеры, в пакеты на поддонах и трейлерах).

С конца 80-х годов быстрыми темпами начал создаваться мировой рынок информационных услуг, и в 1995 г. объем производства средств информации в мире составлял 1197 млрд. долл. США.

Международный информационный обмен - это передача и получение информационных продуктов и предоставления информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.

Объектами международного информационного обмена являются: документированная информация; информационные продукты и информационные ресурсы; информационные услуги, средства информационного обмена.

Документированная информация - это информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Она бывает массовой или конфиденциальной.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (архивах, фондах, библиотеках и т.д.).

Информационные продукты - это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей.

Информационные услуги - это действия владельцев информации по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Средства информационного обмена - это информационные системы и сети, сети связи, используемые для международного информационного обмена.



Назад