Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

ВСТУПЛЕНИЕ


Феномен этноса с давних времен интересует и волнует человечество своим разнообразием и загадочностью. Этносы формировались в разные времена на разных территориях, со своими характерами, внешним видом (антропологией), общностью языковых, культурных, религиозных особенностей.
Историческими типами этносов принято считать: род, племя (первоначальная сутки), народность (рабовладельческая, феодальная эпоха), нация (капиталистическая и социалистическая сутки). Этносы находятся на разных стадиях своего развития. Характерно, что и сейчас существуют плем'яні етноспільноти, например, австралийские аборигены, бушмены.
Древнейшим этносом Европы были уже племена трипольской цивилизации, которые со второй половины VI тыс. до н. ч. имели, по мнению языковедов, общие языковые особенности и самоосознания своей этнической самобытности. Особенно интенсивно происходило формирование этносов, так называемой "арийской эпохи", когда во II тыс. до н. ч. предстали все индоевропейские народы, известные и сегодня.
Выдающуюся роль в этнических процессах на пространстве Европы сыграли племена киммерийцев и скифов, которые двигались с востока, и племена кельтов, которые двигались с запада. Так, в период железного века, как свидетельствуют археологические находки в Альфельди (современная Венгрия), в i тыс. до н. ч. жили киммерийцы. Их переселение из Северного Причерноморья датируют примерно 775-725 г. до н. ч. Вторая часть киммерийцев достигла Карпато-россиянами-Дунайского бассейна, а остальные пошли в Малую Азию.

О том, что конный народ киммерийцев заселял значительные пространства Восточной и Центральной Европы, свидетельствуют археологические находки (конская сбруя, бронзовые котлы, оружие, мечи и кинжалы), что имеют отчетливо киммерийский тип. Кімерійська культура на территории Украины датируется IX - VI вв. до н. ч., а в Среднем Подунавье она мирно сосуществовала с фракійською, поэтому целый период 750 - 550 гг. до н. ч. в науке принято называть фрако-киммерийским.
Общим корнем всего славянства можем считать Тшинецько-Комарівську культуру. Вероятно именно в фрако-киммерийский период началось постепенное разграничения западных и восточных славян. Лужицкие племена западных славян начали активно взаимодействовать с ілірійцями и кельтами, а Чорноліські племена восточных славян - с кімерійцями и скифами, которых считают ираноязычными (Г. Брайчевский отрицает іраномовність скифов, указывая, что их речь могла иметь как иранские, так и славянские, и фракийские, и балтийские языковые черты: Вступление в исторической науки, ст. 160).
VIII - VI вв. до н. ч. в Среднем Подунавье и Адриатическом побережье Далмации формировался ілірійський этнос (железный век), культура которого обнаружена впервые в Гальштаті (Австрия, к югу от Зальцбурга). Прародина ілірійців - это территории современных Австрии, Югославии, частично Чехии и Словакии.
В VI в. до н. ч. территории современных Украины, Венгрии и Болгарии заселяли скифы. Их достопримечательности, кроме Украины, найдены еще в Альфельди, Тапіоселі, Сенешвекергузі и др. В бассейне реки Тисы раскопаны численные скифские курганы. В истории упомянутых стран этот период, как и в Украине, носит название скифского периода. Здесь найдены предметы скифского стиля: стрелы, мечи, украшения, зеркала а также захоронения коня. Скифы господствовали над местным населением до III в. до н. ч., пока не появились кельты. В исторической науке считается, что в этническом плане Восточная Венгрия, Южная Словакия, Трансильвания в период VI-III вв. до н. ч. составляли единое этнокультурное регион.
С VI до III в. до н. ч. кельты захватили области современных Франции, Северной Италии, Чехии, Южной Германии, Австрии, Венгрии, Трансильвании, Болгарии, Паннонський полуостров, Британию. В 387 г. до н. ч. кельты напали на Рим.

В 385 - 355 г. до н. ч. они появились на Дунае. Кельты пытались вытеснить местное население ілірійців и фракийцев.
В V - i в. до н. ч. возникли союзы племен, предшествовавших государственным образованием: фракийцев, ілірійців, дако-гетов и кельтов.
Этническая карта Европы в V в. до н. ч. уже была в основном определена:
1) Средиземноморья, Южные Балканы, Эгейский регион занимали греческий и итальянский этносы.
2) Юго-Восточные области Европы - иллирийские и фракийские племена.
3) Северо-Западная и Центральная Европа была заселена кельтскими, ілірійськими и германскими племенами.
4) Северо-Восточные области Европы принадлежали скифским и сарматским племенам.
В III в. до н. ч., пройдя через дунайские страны, кельты вторглись в Македонию и Грецию, где в 279 г. до н. ч. разрушили величественный храм Аполлона в Дельфах. Одно из кельтских племен, так называемые скордиски, остановились в нижнем течении реки Савы (притоки Дуная) и покорили иллирийские и фракийские племена. Однако, их господство длилось недолго. Уже в 141 г. Рим основал свою провинцию в Македонии и скордиски стали их ожесточенными врагами вплоть до 88 г. до н. ч., пока их не разбил Сципион Азиаген. Так кончилась гегемония скордисків в Подунавье.
Рим также совершил ряд походов против кельтов, после чего они исчезли как политические единства, превратившись из воинов на мирных земледельцев. Они создали города с ремісницькими центрами, даже некоторое время чеканили собственную монету. В начале нашей эры кельты как политическое образование остались только в Галатии (в Малой Азии), а все остальные земли, занятые прежде кельтами, превратились в римские провинции.
Такова, в общих чертах, этническая история народов Европы до начала нового времени. Каждая новая эпоха приносит свои достижения и свои потери. Подавляющее большинство народов этой "переходной" суток постепенно теряла свои этнические духовные достижения, втягиваясь в круговерть глобальных процессов, которые надвигались с востока. Создания искусственных религиозных систем отрыва человека от природы привело к появлению трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама, которые затормозили духовный прогресс человечества и на долгие тысячелетия лишили народы их естественного этнического иммунитета.

Например, христианство, провозгласив постулат о том, что для Бога нет ни эллина, ни скифа", так и не смогло достичь равенства и братства между народами. Наоборот, в течение двух тысячелетий своего существования оно было подстрекателем множества войн и полного истребления многих народов. Жертвами христианского террора стало и несколько славянских народов, которые исчезли в результате войн и агрессивных "крестовых походов", которые усилили ассимилятивные процессы в Северо-Западной Европе.
Долгое время историческая наука, находясь в узде христианской идеологии, не осмеливалась посмотреть правде в глаза. Сегодня этнология выходит из заколдованного круга ложных "интернациональных" идеологем на широкие просторы этнического ренессанса. Для всех народов настало благоприятное время восстановить утраченную связь со своим этническим корням. Украина не является исключением среди народов Европы, она уже включилась в этот процесс национального возрождения, и не понимать этого - значит безнадежно отставать от общественного прогресса. До сих пор есть люди, которые пытаются всячески тормозить этот естественный процесс возрождения наций, подстрекая несознательные массы к протеста против языковой политики государства (например, разговоры о "насильственной украинизации"). Однако такие выпады является лишь единичными рецидивами шовинистической болезни зросійщеного общества. Эти явления со временем будут преодолены. Украинское государство имеет все возможности для успешного решения проблем межнационального общения.
Все аспекты этнокультурной истории изучает этнология - сегодня еще относительно молодая наука. Знать этническую историю и этническую культуру народов, значит быть культурным человеком. Однако, всегда следует помнить, что нельзя быть по-настоящему культурным человеком без знания своего родного языка, истории, культуры. Именно поэтому в этой работе различные этнокультурные процессы рассматриваются через призму украинского народного мировоззрения и обычности, потому что происходили они на просторах нашей Родины и оставили глубокий след в нашей культуре.


Назад