Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

РАЗДЕЛ I. ЭТНОЛОГИЯ УКРАИНЫ: философско-теоретические основы


Новый статус Украины дал мощный толчок к переосмыслению своего прошлого. Новые исторические факты, стоящие перед украинством во всей своей, порой жестокой полноте, заставили ученых новой Украины и дать новое теоретическое обоснование самих основ этнонационального бытия. Развитие теории дает новое понимание истории, так же, как новые исторические факты дают возможность обогатить или переосмыслить существующие теоретические основы. Вполне очевидными являются последствия многолетнего игнорирование национальными проблемами и недооценки феномена этнического. В то время, как этот феномен проникает во все глубинные сферы жизни человека и общества.

Феномен - это род бытия, что показывает именно себя, что обнаруживает свою самобытную сущность самим своим существованием. Таким феноменом является этнос. Через его этнокультуру становится возможным и самоосознания себя как нации. Поэтому в настоящее время проблемы этноса и этнокультуры требуют пристального внимания как со стороны ученых, так и со стороны государственных деятелей.

Как уже доказано опытом, наука государственных наций меньше интересуется проблемами этноса и нации, чем порабощенные в силу исторических обстоятельств народы. Итак, не удивительно, что после распада Советской империи произошел взрыв интереса к етнопроблем. Такой этнокультурный взрыв является закономерностью и в современной Украине.

Однако, проблемы этноса и нации стоят перед человечеством не впервые. Отцом нациологии (как науки о нацию) по праву признан немецкого ученого XVIII века. Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). Именно он одним из первых поднял проблему нации и предсказал ее роль как культурного и общественного фактора в новейшей истории Европы. Он предсказал, что смешанные в национальном плане государства рано или поздно распадаются, а идеал всемирной человечности может осуществиться только в национальных государствах.

И. Гердер считал, что нация (этнос) - это природный организм человечества, а государство - искусственный произведение. Он писал: "Природа воспитывает семьи; самая естественная государство - это также один народ с одной национальной нравом, что в нем сохраняется на протяжении многих тысячелетий... Итак, перед задачей власти ничто не возникает более противоречивым, как неестественное смешения человеческих племен и народов под одной булавой" (цит. по О. Бочковським, с. 22-23).

О необходимости обретения государственной независимости неоднократно писали и украинские борцы за национальные идеалы. Так, выдающийся политический деятель Николай Михновский писал: "Государственная самостоятельность является главным условием существования нации, а государственная независимость является национальным идеалом в сфере межнациональных отношений".

Сегодня нас уже не удовлетворяют курсы истории нашего этноса и нашей культуры, написанные под имперским углом зрения. Хотя Москва и до сих пор не может избавиться от своих претензий на "общерусскую родину", начиная свою историю с исконно украинских земель Киевской Руси, мы же должны сегодня производить свой собственный взгляд на наше прошлое, чтобы вияскравити из большого разнообразия культур именно то, что является нашим собственным, именно, - украинским, а что привнесено нашими соседями, национальными меньшинствами, которые сегодня мирно сосуществуют в независимой Украине.

Автор не может согласиться с концепцией изложения истории украинской культуры Г. Поповича, который пишет в своем "Очерке истории культуры Украины" (изданной фондом "Возрождение" в 1999 г.), что будет стараться "не навязывать читателю ответы на вопрос, что для национальной культуры органическое и неорганическое". Такая концепция вполне удовлетворяет иностранный фонд на территории Украины. И может ли она удовлетворить наше молодое поколение украинцев?

Итак, наш методологический подход как раз и состоит в выяснении корневых истоков украинства как такового, поисках первооснов бытия нашего этноса и его места среди других этносов и культур Европы и Мира.

Эта книга написана для национально сознательных читателей, как старшего поколения, так и молодежи, студентов и учащихся, к которому бы этноса они не принадлежали, если любят мыслить, анализировать и делать правильные выводы, чтобы направить свою будущую деятельность на благо Украины. Главным лозунгом этой работы является Шевченково "И чужому научайтесь, и своего не отрекайтесь!"



Назад