Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

2. Этнокультура как етнозберігаючий фактор


Понятие культура впервые предложил Марк Тулий Цицерон для определения философии, как "культуры ума". В переводе с латыни слово культура означает уход, образование, развитие. В Древнем Риме оно употреблялось в значении "возделывание земли для обеспечения ее плодородия". За Цицероном, философия является культурой том, что как и земледелие, она обрабатывает разум для лучшего плодоношение - то есть выработка мыслей. Таким образом, глубинное значение слова "культура" касается двух основных видов человеческой деятельности: материальной и духовной. Первая - это деятельность по преобразованию природы на благо человека (земледелие), вторая - деятельность для совершенствования духовных сил человека, его разума (философия).

В современной науке существует более 200 определений культуры. Найзагальнішим из них является определение культуры как: 1) системы позабіологічних способов оформления различных видов человеческой деятельности; 2) совокупности культурных достижений каждого из народов.

История культуры тесно связана с процессом соціоантропогенезу, то есть возникновения и развития человека и общества. Культура творится человеком и культура же творит (окультурює) самого человека. Исторически первой формой человеческого сознания является ее родовое сознание, то есть представление о єдинокровне происхождения определенного рода от общего предка. В религии это нашло свое отражение в формах тотемизма.

Тотем (от индейского алголкінського вот-отем - его род) животное или растение, что является объектом культа этнического сообщества (рода, племени) как его родоначальник и охранник, а также является знаком принадлежности к определенному роду, и его кровной отличия от других соседних родов (то есть тех, кто имеет другой тотем). Тотемом также называют гербы и символы с изображением тотемных животных или растений. Родовая самосознание, отраженная в культуре, также имеет тотемічний характер: культура является продуктом деятельности "культурного героя" того или иного этноса. И хотя культурный герой не обязательно выступает как родоначальник, но он является ярким представителем своего этноса и осуществляет всякие подвиги или приобретает определенные блага для своего народа. У греков это - Прометей, у славян - отец Орий или Геракл (сами греки писали именно о его славянское происхождение), у германцев и скандинавов - Один, у древних шумеров - Ґільґамеш, у эстонцев - Калевіпоеґ, у евреев - Моисей и т. д.

У каждого из народов формировалась мифологема Божественного происхождения этноса и священное значение отдельных этнических символов. Так, сыновьям прапредка скифов Таргитая с неба падают золотые дары: плуг с ярмом, топор и ритуальная чаша, что становятся символами в соответствии земледелия, ремесла и духовной культуры (религии).

Этническая культура возникает естественным путем, в пределах определенной этнической территории и не распространяется за пределы этой территории. Этническая культура, которая вышла за пределы своей этнической территории и распространилась среди других народов перестает быть этнической, смешиваясь с другими культурами она приобретает синкретических форм, интернационального содержания и становится глобальной. Глобализация духовной культуры, которая проявляется прежде всего в религии, приобретает угрожающие для этносов форм, потому что в конечном итоге приводит к нивелированию этничности, как в духовном, так и в физическом (биологическом) планах.

Такое положение вещей бывает выгодным той или иной системе. Так, коммунистическая идеология отделяла культуру от этнонационального пространства, искала идеала каких универсальных "общечеловеческих ценностей" в противовес национальным. Однако, такие тенденции могут развиваться до определенной критической черты, когда в движение приводятся другие природные механизмы регуляции этнонациональных процессов. Когда возникает угроза бытию определенного этнического мира, тогда появляется толчок к решению жизненно необходимой проблемы этнокультуры.

Следовательно, культура имеет етнозберігаючу функцию:

· отделение определенного этноса от других по принципу "мы - они", "свои - чужие";

· обеспечение духовного самоосознания национального сообщества;

· через сохранение своего этноса, обеспечение единства и разнообразия этнической картины мира;

· сохранение етносфери Земли, а следовательно сохранения биосферы - выживание человечества в целом.

Естественное развитие этнокультуры имеет такую особенность: в процессе жизнедеятельности этноса его природная культура испытывает эволюционных изменений (шлифуется, обогащается, совершенствуется) и является самодостаточной на любом этапе развития своего этноса, а также становится средством самосохранения этноса.

Важной особенностью этнокультуры является этническая самоидентификация, то есть осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, которая проявляется прежде всего через известное уже на первоначальных этапах развития общества "мы - они". Критериями этнического отождествление является:

· территория; государство;

· язык, антропологический тип;

· этнокультурные признаки (одежда, национальные черты быта и т.д.);

· национальная поведение, обусловлена национальным характером, опирается на традиционную обыденности;

· этническая религия.

Классическое определение этнической культуры основывается на представлении о ней, как о локальное явление целостного процесса мировой культуры (локальный от лат. locus - место, следовательно местный, "то, что не выходит за определенные рамки").

Итак, этническая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, выработанных определенным этносом на протяжении его истории на его собственной территории средствами этнического самовыражения (родной язык, родная религия) и не включает импортных образцов (напр., мировые религии).

По-настоящему высокой этнокультуре нет необходимости выходить за пределы своего этноса и навязывать свои этнокультурные образцы другим народам. В то же время, желание народов знакомиться с этническими культурами других народов является естественным, что отнюдь не означает заимствование чужих культурных достояний, а тем более уничтожения своих собственных в угоду чужим культурам. Разница между национальными культурами разных этносов заключается, прежде всего, в процессе выбора-отбора тех или иных компонентов. Заимствуется от других только то, что понятное, близкое идейно, эстетически и этически.

Кстати, консервативные нации (к примеру, японцы) негативно относятся к такого рода заимствований, когда их обычаи пытаются перенять другие народы (например, чайную церемонию, театральный стиль, и т.д.). Логично, что представители другого этноса сознательно или бессознательно портят первобытные этнические образцы.

Японцы не позволяют вывозить из страны изделия декоративно-прикладного искусства, особенно аутентичные народные изделия ручной работы. Для них эти вещи имеют в стократ более высокую ценность, чем, скажем, любое электронное устройство, калькулятор и часы, которые они охотно дарят как сувенир. Аутентичные изделия у японцев приобретают значение священных реликвий, которые сохраняют енерґію нации.

В связи с этим уместно порівняти. понятия культуры и цивилизации. Если культура - это внутренний субъективный творческий акт, то цивилизация - внешний, об'єктивізований организационный процесс. Культура от латинского kult - обряд, поклонения; а цивилизация - от латинского civitas - город (организованное жизни, уровень общественного развития). Культура является следствием творчества человека, ее вдохновение, духовных потребностей. Цивилизация - выработка вещей механическими способами. Культура - национальная, локальная; цивилизация - интернациональная, глобальная.

Важным фактором культуротворчества труд как способ создания культурных ценностей. Труд - это целенаправленная деятельность, которая требует затраты времени и усилий. Например, жизнеобеспечения: добывания пищи, строительство жилья и т. д. - все это могут делать и животные (охота на меньших зверей, строительство гнезда, норы, пчелиные соты и т.п.). Даже известны случаи, когда животные пользуются палками, камнями (обезьяны), или делают какие целенаправленные действия (ворона размачивают в реке сухарь) и др. Однако, во трудом имеем в виду не использования орудий труда, а изготовление их собственноручно. А это уже сфера умственной деятельности.

В. Вернадский включил человечество в состав живого вещества планеты Земля, указав тем, что человек и природа едины. Феномен жизни мы не можем познать только через его социальную форму, іґноруючи его биологическую основу, неотъемлемой частью которой является этничность.

Связь социального и биологического можем проследить на уровне культуры по такой схеме:

· Человек является творцом культуры.

· Человек принадлежит к этносу.

· Этносы имеют свои биологические различия.

· Этнос проживающего на определенной территории, с определенным климатом и природой.

· Территория "диктует" этноса способ хозяйства, тип производственной деятельности.

· Производственная деятельность и природа края производят национальную нрав (характер) и традиционную обыденности.

· Этносы и создают свою материальную базу для этнической культуры, пропущенной через национальное сознание своего биологического типа, природу своей земли, традиционный образ жизни, стереотипы национальной поведения, которые диктует им национальный характер и традиционная обыденности, что, в свою очередь, является основой социальных связей.

Таким образом, этническое не растворяется в социальном, наоборот, оно влияет на социальное. Этническое существует всегда, даже в неблагоприятных условиях, в скрытых формах. Изучение культуры этноса невозможно без знания сущности самого этноса, его происхождения, этногенеза, геокультури. Именно этническое влияет на тип культуры, ее особенности. Итак, культуры не существует вне этносом. Этнокультура выступает своеобразным генератором жизни, составителем жизненного хаоса в системе "порядок - беспорядок" (космос - хаос), где этническое, национальное - это стуктурированный упорядоченный строй (космос), а интернациональное (смешанное, синкретично-эклектичное) - это беспорядок (хаос).

Большие полиэтнические государства сегодня доказали человечеству свою неспособность удовлетворить национальные потребности этносов, которые входят в этих сообществ. Распад Советской империи, в которой представление о равноправии наций держалось на демаґоґічній лжи, - наглядный тому пример. Народы, входившие в союз, надеялись на сохранение собственной самобытности, создания благоприятных условий жизни и всестороннего культурно-национального развития на основе принципов равенства и справедливости. Их надежды оказались тщетными, их нагло обманули. Но рано или поздно терпение лопается. Как известно, между различными этносами могут возникать противоречия, что вполне естественно, потому что для таких противоречий является исторические, культурные, религиозные, экономические и другие основания. И если нарушается их статус, их права, или отношение друг к другу, тогда возникают этнические конфликты, которые и приводят к распаду этой искусственной неестественной системы.

Однако, идеи "добровольного" слияния наций потерпели крах не только в СССР, но и в Чехословакии, Югославии, что распались на национальные "квартиры".

Ассимиляция, о которой мечтал В. Ленин, оказалась несостоятельной не только в союзе (социалистическая система), но и в США (капиталистическая система). Не получилось преобразования многих наций ни в единый "советский народ", ни в "единую американскую нацию".

По мнению некоторых американских исследователей, этническое разнообразие американского общества, поделила американскую нацию на два класса: один расово смешанный и богатый, второй - расово определен (темнокожие и краснокожие аборигены Америки) и бедный. Это не могло не обострить и национальную неравенство. Но идея ассимиляции оформлялась в привлекательную оболочку "равных возможностей" для всех национальных групп, декларацией свобод и демократии нового интернационального типа общества. И природа взяла верх. Еміґранти из разных стран пытались сохранить свой язык, религию, традиции в другом языковом окружении, избежать растопки в интернациональном "котле". Уже с 60-70-х годов американские исследователи констатируют отделения различных еміґрантських этнических групп, которые постоянно разделяют американское общество по этническим признакам.

В коллективной монографии "Украинский опыт в Соединенных Штатах" (1979) Пол Маґочі пишет, что "Становиться етніком стало своеобразной модой... в Течение последних нескольких лет мы все слышали о возобновлении интереса к этничности, или, так называемого, этнического возрождения, что имеет место в Соединенных Штатах. Многие правильно замечал, что именно рост черно-американской сознания в 1960-х годах стало стимулом для белых етників чувствовать себя более свободными в проявлениях своих собственных этнических основ происхождения. Несколько лет назад американцы пытались скрыть свое иностранное происхождение, а сегодня мириады пуговиц, афиш, теннисок с уважением провозглашают, что их владельцы - итальянцы-американцы, греко-американцы, украинцы-американцы и другие. Само празднование, посвященное 200-летию Соединенных Штатов, дало официальное разрешение высших правительственных кругов на сохранение и пропаганду этнического самосознания" (по кн.: Нация и государство / Под ред. акад. Ю. Римаренко. - К., Донецк, 1998. - С. 493-497).

По переписи 1980 г. только 16,6% записали себя просто американцами, отказавшись назвать свое этническое происхождение.

Таких в шутку назвали "бездефісними белыми американцами" (ибо остальные - 83,4% - указали свою истинную национальность и через дефис написали "американец". Итак, "американская нация" до сих пор осталась "неперевареною" в интернационал-демократичому котле.

Этнический феномен всегда был и будет сильным политическим фактором, а этническая идентичность для многих народов остается целью жизни. Декларирование себя как "человека мира" (то есть интернационалиста, космополита, безнаціонала) сейчас выглядит как экологическое бескультурья.

Сохранение етносфери Земле сегодня, как и всегда, является неотложным экологическим задачей всего человечества.


Выводы:


1) исчезновение этнического разнообразия биосферы в конечном итоге может привести к вырождению человечества в целом;

2) легкомысленное использование чужой теоретической базы в вопросах этноса не всегда может быть полезным для украинской государственности;

3) если хотим сохранить свои этносы, наша задача - повышать уровень моноетнічності каждого народа;

4) культура, которая призвана сохранять этнос, должен быть прежде всего этнической;

5) пересмотр существующих научных и культурных стереотипов, возвращение к своим витокових праджерел - является прогрессивным явлением, особенно на критических пределах истории этносов.



Назад