Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

2. Етногенз и культурогенез как научные понятия


Этногенез или етногенеза (от гр. еtnos - племўя, род, народ и henetis - происхождение, порождение) - совокупность исторических явлений и процессов, связанных с формированием специфических человеческих общностей, этносов, которые обладают устойчивыми признаками, которые проявляются в особенностях хозяйствования, языка, культуры и психологии (МЕЕДЗ, 60).

Первоначальное значение слова этнос в греческом языке означало "совокупность одинаковых живых существ: стая, рой, группа". Современное значение этого слова касается исключительно человеческих сообществ: "животные не принадлежат к этноса" (Л. Зализняк). Ю. Бромлей определил этнос как "группу людей с общими культурными традициями и с чувством тождества". Уже на ранних этапах человеческой истории складывались самые древние этнические образы - характеристики соседей и отдаленных племен.

Стадии и звенья этногенеза:

1. Самой низкой звеном в этническом цепи первоначального времени является родовая етноодиниця (или гетерогенная община), которая состоит из нескольких родов, объединенных общими языково-культурными и хозяйственными традициями и общим самосознанием. Такие сообщества, как правило, состояли из кровных родственников, которые принимали женщин и мужчин из соседних родов, в которые так же отдавали замуж своих дочерей.

2. Совокупность родовых етноодиниць составляла отдельную этническую группу - протоетнос. Рост родов побудило людей осваивать новые территории, отделяться, но хранить память рода. Во время войн такие племена объединялись для совместной отпора врагу. Совокупность родов составляла племя.

Такие группы уже имели общие культовые места, предоставляли взаимопомощи при необходимости военных действий в случае внешней угрозы. В пределах определенного региона такие этнические группы имели свою отдельную ендогамну общность.

Протоетнос - совокупность родовых общин, связанных кровным родством, брачными и дружескими связями. Эпоха формирования этнических общностей началась в мезолите. Распыленность родственников по разным хозяйственных коллективах способствовала формированию совместной (или похожей) языка, а также, видимо, и самоназвания. Признаками протоетносу являются: общая территория, общая или похожий язык, осознание собственного своеобразия, тождества с представителями своего сообщества и отличия от других сообществ. Появление крупных могильников этого времени свидетельствует об новое понимание и осмысление смерти, духовное значение предков в жизни сообщества. Производятся обряды объединения общин после сезонных хозяйственных работ (временного распыление): встречи близких людей, заключения браков, посвящение молодежи в взрослых охотников, возрастные инициации и т.д.

3. Шире расселения родственных языково-культурных протоетносів перешло в контактные этнические сообщества, которые были объединены культурно-хозяйственными и образно-эмоциональными особенностями. Во времена неолита и энеолита из них уже выделились корейско-японская, тюрко-монгольский, алтайская, балто-славянская и другие языковые ветви. Неолит - последняя эпоха каменного века. Английский археолог Г. Чайлд назвал этот период "неолитической революцией" - это был кардинальный поворот в истории человеческих сообществ - на место охоты и собирательства (присваивая форм хозяйства) пришло земледелие и скотоводство (воспроизводящий тип хозяйства).

Изобретение посуды в корне изменило питания людей: вареная еда, жареная рыба, печеные лепешки. Стало возможным хранить воду, производить напитки, хранить продукты (квасить, солить). Вторым важным изобретением стало прядение и ткачество. Волокна диких растений (конопли, крапивы, льна, лика деревьев) служили материалом для прядения нитей. Изобретен переплеты с помощью крючка. Происходило окультуренння растений: в VII тыс. до н. ч. в Малой Азии окультурен лен, в Индии - хлопок. Одомашнивание овцы и прядение шерсти способствовали изготовлению теплой одежды. Оседлость человеческих сообществ укрепила семью, что дало возможность вести собственную семейную генеалогию.

4. Еще крупнее, стала так называемая макроетнічна сообщество. Если в мезолите на Земле было несколько миллионов человек, то в V тыс. до н. ч. - уже 30-50 млн. чел., а в начале i в. н. ч. - 250 млн. чел. Увеличение количества людей на Земле стало причиной новых расселений а заодно и формирования новых общественных отношений. Возникают имущественная и социальная дифференциация. Необходимость расселения этих макромовних групп со временем привела к разнообразия хозяйственно-культурных типов и языковой дифференциации. По исследованиям российского генетика М. Вавилова, центры возникновения земледелия совпадают с ячейками одомашнивания животных и развития скотоводства. Таким образом постулат о скотоводство как исключительную черту кочевого этноса нельзя считать неопровержимым. А значит, следует пересмотреть и этнические границы скотоводческих племен на территории Украины, не считая их исключительно іноетнічними по отношению к земледельцев, но и, возможно, профессиональными.

Этнокультурная ситуация времен неолита в Украине представлена:

1) Бузько-Днестровской и Сурско-Днепровской культурами, что имели уже воспроизводственный тип хозяйства;

2) культурами Старчево-Кереш-Криш, Расписной керамики (в Закарпатье), Линейно-ленточной керамики (на Подолии и Волыни), этническими сообществами, которые были земледельцами и скотоводами;

3) а также оставалась значительная часть населения с традиционным присваивающим хозяйством - охотники;

4) одновременно с Побужье продвигаются группы населения балканского средиземноморской расы.

Энеолит - переходное звено от каменного века до века металлов: появляются первые вещи из меди, затем - бронза (сплав меди с другими металлами), далее - железо.



Назад