Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

4. Этапы етнокультурогенезу на территории Украины


Етнокультурогенез - это происхождение и развитие этнической культуры в ее связях с происхождением и развитием самого народа.

Для территории Украины характерна такая периодизация етнокультурогенезу:

И. Матриархат (палеолит, неолит - мізинська и трипольская культура, одна из вероятных названий племен - пелазги) - от 50 тыс. лет до III тыс. до н. ч. Культы Богини-Матери, плодородия, Предков.

II. Патриархат (со II тыс. до н. ч. - название племен арии): культ Солнца; приручения лошади; изобретение колеса; формирование протомови, что стала основой славянских и в частности, украинской:

1) миграции, оседание арийцев, формирования этносов II тыс. до н. ч.;

2) кімерійсько-скіфсько-сарматский период (i тыс. до н. ч.);

3) славянский суперэтнос (i тыс. н. ч.);

4) собственно украинский (включая и Київсько-русский) - II тыс.

Каждый новый этап - это восхождение на качественно новую ступень. Закономерность процесса этно-культуротворчества это, как уже отмечалось, борьба структуры (строя) и хаоса (беспорядка).

Процесс - это плавный переход из прошлого в настоящее, и из настоящего в будущее. По мнению украинского историка М. Брайчевского, реально можно обозначить только прошлое и будущее, потому что это определенный хронологический интервал. Современное - постоянно движется из прошлого в будущее, поэтому оно неуловимое. Но именно оно является нашей реальностью (Вступление к исторической науки. - К., 1995).

Несколько сложнее рассматривалась эта філософема нашими далекими Предками, начиная еще со времен Триполья. Это - представление о Дерево Жизни, в котором реальным является современный мир Яви (символично - ствол дерева, мир живых людей), а прошлый мир Нава (символично - корни дерева, духовный мир Предков) и будущий мир Права (символично - крона, ветви, листья и плоды, духовный мир Богов, законы круговорота Вселенной) является неуловимыми только для мира Яви (ныне живых людей), хотя в религиозном сознании они существуют одновременно как реальные.

Способность прошлого оставлять свой след в будущем не раз заставляла задумываться над проблемами вечности бытия, проблемами жизни этноса, его культурного достояния. Уже в конце II в. до н. ч. существовали и были записаны философские идеи циклического развития культуры (древнегреческая философия).



Назад