Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.6.2. Особенности международной торговли услугами


Услуги - товар специфічний. их особенность как товара заключается в:

- невидимости;

- неразрывности процесса производства и реализации;

- разрыве во времени между факту купли-продажи и фактом ее потребления;

- как правило, невозможности накопления, хранения и транспортировки;

- невідчутності на ощупь;

- высокой степени индивидуализации в зависимости от требований потребителя;

- территориальной разрозненности их производителя и потребителя;

- получении мультипликационного эффекта.

В связи с этим, международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет такие особенности:

- торговля преимущественно осуществляется на прямых контактах между производителями услуг и их потребителями;

- ее регулирование осуществляется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства;

- большая зависимость объема услуг и их стоимости от сложности и наукомісткості товаров;

- значительно большая защищенность государством производства и реализации услуг, чем сферы материального производства и торговли;

- услуги, поступающие в личное потребление (туризм, образование, культура и т.п.), не могут быть задействованы в хозяйственном обороте.

Специфичность услуг как товара и общие особенности торговли услугами обусловливают особенности торговли отдельными услугами.

Сделки купли-продажи услуг туризма осуществляются на туристическом рынке. Причем сделка может быть составлена без прямого привлечения продавца и покупателя услуги туризма, а с помощью телефонного звонка, телеграммы, факса и т.д. То есть туристический рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. На туристическом рынке встречается спрос услуг туризма со стороны туристов и предложение на услуги туризма со стороны туристической фирмы.

Необходимыми составляющими предложения на рынке услуг туризма являются: наличие производителей услуг - туристических фирм, которые работают для удовлетворения потребностей туристов и получают прибыль; развитая туристическая индустрия - гостиницы и другие места размещения туристов, средства транспорта, объекты общественного питания, организации экскурсионных услуг и турагентской деятельности и т.п.; туристические ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, а также другие объекты, которые могут заинтересовать туристов. В таблице 1.6.1 приведены факторы роста привлекательности для туристов отдельных регионов мира, опубликованные Комиссией ЕС.

Таблица 1.6.1. Факторы роста привлекательности для туристов отдельных регионов мира

Самые популярные страны региона

Факторы роста привлекательности

Южноамериканский регион

Бразилия

  1. Широкое развитие экологических туров по Амазонии
  2. Экзотическая природа
  3. Современная архитектура

Европейский регион

Франция

Англия

Германия

Финляндия

Швеция

1. Высокая концентрация исторических и культурных ценностей

2. Упрощенный визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров)

Средиземноморский регион

Кипр

1. Выгодная система налогообложения

2. Современная банковская сеть

3. Хорошо отлаженная структура телекоммуникаций

4. Упрощенная процедура создания оффшорных компаний (10 дней)

5. Обеспечена государством полная конфиденциальность по всем вопросам, касающихся основателей компании и ее банковских счетов

Израиль

1. Увеличение прочанського туризма

2. Наличие широкого спектра оздоровительных центров

3. Туры по четырем морям

4. Наличие молодежных лагерей

5. Рост деловых связей

Регион в целом

1. Развитая инфраструктура туризма

2. Высокий уровень обслуживания

3. Комфортный климат

4. Большая продолжительность туристического сезона

5. Сочетание отдыха у моря с осмотром достопримечательностей

Самые популярные страны региона

Факторы роста привлекательности

Азиатский регион

Объединенные Арабские Эмираты

1. Низкие цены на электронику и бытовую технику высокого качества

2. Высокий уровень сервиса

3. Минимальные налоги. Практика системы "TAX FREE"

4. Большой опыт каргоперевезень

5. Упрощенная система визового режима

Регион в целом

1. Экзотическая природа и культура

2. Политическая стабильность

3. Удобный транзитный путь для туристов, летящих в Австралию и Океанию

4. Главное направление "пляжного" отдыха зимой

 

В организации и реализации туристических услуг принимают участие туроператоры и турагенты. Туроператор - это фирма (организация) или индивидуальный предприниматель, которые разрабатывают туристические маршруты, обеспечивают их функционирование, организуют рекламу, устанавливают цены на туры турагентам для выпуска путевок и их реализацию. Турагент - это фирма или индивидуальный предприниматель, которые покупают туры (комплекс услуг по размещению, перевозке, экскурсионные услуги, питание туристов и т.д.) по туристическим маршрутам, разработанным туроператором, выпускают путевки и реализуют их. Туристическая путевка является документом, который подтверждает факт передачи туристу туристического продукта (право на тур). Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в тур и подтверждающий факт их оказания, является ваучер. Услуги, не указанные в ваучере, оплачиваются туристом отдельно (как правило, наличными).

Реализация туристического продукта осуществляется по составленной в письменной форме соглашением.

Международная торговля инжиниринговыми услугами базируется на контракте между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой. Контракт содержит ряд специфических обязательств и условий, среди которых: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; численность персонала инжиниринговой фирмы для выполнения работы на месте и условия его проживания; особые условия и степень ответственности сторон за нарушение обязательств; условия перевода доли работ по контракту на субподряд; оплата обучения персонала.

Покупка и продажа международных транспортных услуг осуществляется на международных транспортных рынках. Условия предоставления транспортных услуг и их стоимость определяет перевозчик или определяются на переговорах. Транспортные расходы охватывают все расходы на перевозку груза (товара) от продавца к покупателю и содержат стоимость фрахта, страхования, загрузка и разгрузка, упаковка и распаковка, другие сопутствующие расходы. Отношения продавцов и покупателей с перевозчиком регламентируются заключенными между ними соглашениями, условия которых зависят прежде всего от вида транспорта. Договор на перевозку грузов морскими чартерными (трамповими) рейсами заключаются в виде чартера, а на перевозки морскими линейными рейсами - в виде коносамента. Договоры на перевозки самолетами, железнодорожным и автомобильным транспортом оформляются соответствующими накладными на перевозки.



Назад