Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 5. ЯЗЫК КАК ФАКТОР ЕТНОЗБЕРІГІЮЧИЙ


Китайский мудрец Конфуций высказался о языке так:

"Если речь является неправильная,

то она не означает того, что должно означать.

Когда же она не означает того, что должно означать,

то не будет сделано то, что должно быть сделано.

А тогда нравственность и всякое искусство начнут приходить в упадок,

справедливость сойдет на пути -

и все впадут в состояние беспорядочного хаоса".

Действительно, в настоящее время мы переживаем такое время, когда многие понятий, названных в свое время какими словам, переосмысливаются, часто теряя свои первоначальные значения, одновременно приобретая новых, порой даже противоположных своей первоначальной сущности, значений. Так ли это важно? - спросит наш средний современник. Пожалуй, что важно. Почему бы тогда наши Предки так бережно хранили свои исконно славянские слова, оказывая сопротивление внедрению иностранщины. Как видим, подобные проблемы существовали и в других народов, как у китайцев еще во времена Конфуция (VI-Vтис. до н. ч.). Видимо в языке народа испокон веков кроется некий глубинный смысл, который наши Прадеды пытались передать нам, потомкам.

А что говорит современная наука? Национальный язык рассматривается как этнокультурный феномен, потому что она:

1) существует в человеческом обществе, от которого она происходит (род, племя, народ, нация);

2) существует в сознании членов общества, реализуется в процессе речи (устной), сохраняется (консервируется) в письменных завитых волос-литературных и других образцах;

3) в языке отображаются знания народа о мире, о жизни;

4) поэтому и человек познает мир через призму языка;

5) язык - это генетический код нации, который соединяет прошлое с современным и направлен в будущее;

6) язык является материалом создание культурных ценностей: фольклор, художественная литература, театр, песня.



Назад