Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

Тема 6. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ


Этническое - это культурно-историческое своеобразие, которая отличает один народ от другого, что является основой формирования нации. Представление об этническом формируется индивидом на основе определенного уровня образования и культуры. Самоидентификация с тем или иным этносом возможна лишь тогда, когда этническое стало предметом осмысления лица.

Этничность как общественный феномен выступает одним из обязательных, системообразующих факторов, включающий особенности языка, традиционных видов материальной культуры и художественного творчества, обрядов и обычаев, которые и составляют национальное своеобразие, национальную специфику того или иного народа. Если людей, связанных социально-экономическими и территориально-политическими отношениями, не объединяют этнические особенности, то они не могут рассматриваться национальным сообществом.

Каждый человек может по-разному представлять свою принадлежность или непринадлежность к определенной этнической общности. Это называют этнической компетентностью лица. Существует также и этнокультурная компетентность личности - это способность человека свободно ориентироваться в мире значений культуры своего этноса, свободно понимать язык, "коды", "шифры" этой этнокультуры и свободно творить этим языком.

Речь собственного этноса оказывается естественной и действует на уровне подсознания, когда лицо представляет общие принципы организации этнокультуры. Етнокомпетентна лицо легко отличает "свое" от "чужого", то есть чувствует пределы своей этнокультуры и начало "языка" другой культуры. Итак, коды собственной культуры для такого лица являются естественными, привычными.

Люди одного этноса конечно усваивают один и тот же способ видения мира, один и тот же способ разделения его на категории, общий систематизацию ли типизацию. Такое естественное видение есть что-то самоочевидным. Оно существовало в древнейшие времена (в том числе в наших Предков). Так, в Велесовой Книге неоднократно отмечается "мы - русичи", "мы - слав'яни", а также указывается, какие племена являются нашими родственниками. Этническая компетентность или некомпетентность лица имеет разные уровни, которые определяются как индивидуальными, так и общественными факторами. Общественные факторы в условиях социалистической системы, где интернационализация ставилась на уровень государственной идеологии, стали причиной того, что этнические ориентации были ослаблены. Снижение общей этнической компетентности в современных индустриальных обществах стало причиной общественной невитребуваності этого качества.

Этническая компетентность тесно связана с этническим сознанием: эти две категории находятся в тесном прямопропорційному связи: чем выше этническая компетентность личности, тем выше уровень ее этнического сознания.

Этническое самосознание личности - совокупность знаний и представлений о культуре, традиции, идеалы, ценности своего этноса, а также осознание себя членом этноса, и места своего народа среди других народов.

Этническая (национальная) самосознание индивидов имеет разные уровни:

1) лица с низкой этнической (национальной) осведомленностью, почти или полностью ассимилированы чужим (господствующим, имперским) этносом, оказываются не только равнодушными, но часто и враждебными к своему этносу; они не добавляют, энергии своему народу, наоборот - действуют как центробежные силы расстройства и распада этнической сохранности;

2) лица с умеренной национальным сознанием также немного пользы дают для государства, поскольку их национальное сознание не настолько прочна, чтобы активно выявлять ее;

3) по мнению американских ученых Дж. Маккея и Ф. Льюиса, высокий уровень национального сознания (максимальной этничности) объединяет людей, которые принимают активное участие в деятельности своей этнической группы, в обеспечении ее политических, экономических, социальных и других интересов (МЕЕДЗ, 35).

Немецкий этнолог И. Гердер (1744-1803) рассматривал культуру как "проявление национального духа". Национально ориентированная культура противостоит "общечеловеческой культуре". Люди не могут развиваться, если они не принадлежат к определенной культуры. Именно в независимых государствах национальная культура способна и имеет возможность развиваться свободно. Поэтому именно Гердер считается и "изобретателем" идеи независимости государства.

Безнаціональної культуры не существует - это аксиома. Украинский психолог Дмитрий Овсянико-Куликовский еще в начале ХХ века писал, что яркость национальных черт прямопропорциональна уровню интеллектуальной одаренности, а следовательно, "гений всегда в психологическом смысле глубоко национальный". Здесь же он отмечает, что отдельные субъекты, "которые стоят в умственном плане ниже среднего уровня, тем более, слабоумні, а также идиоты лишенные национальных признаков" (Психология национальности. - Петербург, 1922, с. 6).

Л. Гумилев, предлагает посмотреть глубже на природу различных типов этнического сознания. Он утверждает, что каждый активный представитель этноса является продолжателем линии своих Предков, к которой он сам нечто добавляет еще одну победу, еще одно здание, еще одна рукопись, еще один выкованный меч). Для таких людей характерна отсутствие личной пользы. Они любят свое дело больше, чем себя. Такое явление автор называет пасеїзмом (от исп. рasse - прошлое), то есть страсть к прошлому, восхищение прошлым при равнодушия (иногда даже враждебности) до современного. Люди такого склада на началах этногенеза встречаются чаще. Чем меньше их становится, тем большие потери чувствует этнос. Вторым видом является актуалізм (от. лат. аctualis - настоящий, современный).

Люди актуального типа, как правило, забывают прошлое и не хотят думать о будущем. Они энергичны, даже могут быть мужественными, но то, что они делают, они делают лично для себя. Если в этносе увеличивается количество таких людей, то достояние, накопленные Предками на протяжении веков, теряются для этноса бесповоротно. Третий тип футуризм (от лат. futurismo - будущее), это тип, который іґнорує не только прошлое, но и современное ради будущего. Футуристы отвергают прошлое, как то, что исчезло, а современное, как неприемлемое, лишь мечту воспринимают, как реальность (или не такими были первые коммунисты в начале ХХ в.?).

Таким образом, мы должны утверждать, что возрождать украинскую государственность будут национально сознательные граждане своего государства. Если же формирование индивида происходит под перекрестным влиянием различных культур, теряется цельность его натуры. Для таких людей, по мнению Ю. Римаренко, характерные раздвоенность, внутренняя противоречивость, разлад с самим собой. Потому что причиной этого является вполне понятна невозможность сочетания особенностей различных, отличных, а иногда и противоположных этнических обычаев, ориентаций, культур. Всякие попытки устранения такого противоречия приводят к отказу от собственной национальной культуры и усвоения чужого, которая выдается престижнее. Следовательно, появляются целые поколения с неустойчивой самосознанием, которая со временем превращается в новую (то есть чужую) сознание (Национальный развитие Украины, с. 62).

Этническое самосознание человека, как и коллективная этническое сознание, хранит память о давних виды занятий, освящены и воспетые в мифах, фольклоре народа, то есть сохраняет и воспроизводит культуру в формах этнического бытия. Этническое самосознание может осуществлять (реализовать) себя в актах культурного творчества, что их принято называть "культурным национализмом".

Коллективная этническое сознание формируется через расширение коммуникационных связей. Народ - как интегральная лицо, которое имеет свою "душу", как единую психоінформаційну систему (Г. Бердяев, И. Гердер, Гумбольдт). Коллективная этническая самотождественность зависит от уровня этнической компетентности отдельных представителей этноса. Поэтому для сохранения национальной само тождественности ли не важнейшим фактором является духовное единство, то есть принадлежность всех представителей этноса до одного духовного и культурного мира.

Как писал Ю. Бромлей, "...непременным и важнейшим условием его (этноса) существование как целостной системы остаются інтеґруючі функции культуры. Избавьте этнос внутренних культурных связей, и он неизбежно ассимилируется".

Чтобы этнос не ассимилировался, необходимо производить государственнический подход к проблемам этноса, культуры и этнического образования. Поскольку этническое предопределяется системой социально-типовой деятельности, то государство должно направить свою деятельность на выработку общественных этнических ценностей и организацию национальных институций, которые должны заниматься проблемами этнокультуры и етноосвіти.

Единство нации возможна лишь тогда, как считал С. Шелухин, - когда нация имеет единую душу, единую психологию, одну духовную культуру: "Единая нация не имеет двух душ, и значит, и двух психологій, как и здоровый нормальный человек, а когда две психологии - то они уже два народа, две нации".

Украина с давних времен нашим народом представлялась как наследница государства под названием Русская Земля (или Киевская Русь). Таков закон логики, это всегда было аксиомой. Гетман Богдан Хмельницкий не случайно сформировал идею об права украинцев на свое национально-политическое самоопределение и создание самостоятельного государства в этнических границах Украины, а также ее наследственное право на территориальную и культурное наследие Русской Земли (Киевской Руси). Московский царь Алексей Михайлович, имевший прозвище "Тішайший", в свою очередь, сразу же после Переяславского соглашения 1654 г. приказал всем казакам: "хохлы, которые у вас на головах, пострич!". Вероятно, он имел свои представления о историческое наследие Киевской Руси, а этнокультурный символ казацкой независимости понимал как угрозу своей "великодержавности". С тех времен прошло три с половиной века, написано множество исторических книг, но Россия до сих пор начинает свою историю с территории чужого государства, и до сих пор московский имперский менталитет не пускает уважаемых ученых признать, что российский этногенез начался не ранее XII ст., и не на территории Украины-Руси, а на территории Москвы-реки.

Поэтому этот народ, который привык называть себя не иначе, как "старшим братом" всех славян, как раз оказывается самым молодым их братом, да и то не очень и родным, поскольку включил в себя едва ли не наибольший процент иноэтнических генов.

Единство этноса держится прежде всего на духовных началах, совокупности структур коллективного сознания и коллективной памяти. Расово-этнические сообщества, образовавшихся на основе единства специфических черт в культуре, быту, психологии и поведении людей, связанных исторической общностью судьбы, превращаются, особенно на Западе, в устойчивый элемент социальной структуры общества. Вот почему западная концепция "етнісіті" считает этнический фактор движущей силой общественного прогресса.

Поиски сущности и содержания украинской национальной культуры, ее структуры и генезиса ныне занимают одно из главных мест в современных научных исследованиях. Однако, часто не понимают важное значение этнокультуры для становления современной национальной культуры (через путаницу в терминах, в основном этнос, нация рассматриваются с точки зрения стереотипов, навязанных глобальным мышлением). За такого понимания этнического, исследователи приходят к ложным выводам. Например, декларируется, что "консервация этнического как самодостаточного типа общественных связей ведет к атомизации общества, распада его на самоізольовані части", последствия которого якобы могут угрожать самому существованию государства как целостности" (О. И. Карізька. Социокультурные параметры жизнедеятельности этнонациональных общностей / / Феномен нации, К., 1998, с. 89).

Однако, конкретно для Украины очевидными являются последствия глобализации культуры и попытки создания ее на основе российского социокультурного типа со всеми интернационально значимыми особенностями. Культуры национальных меньшинств Украины могут развиваться на основе своих собственных этнических образцов, независимо от культуры автохтоного населения (титульной нации), и в этом нет никакого противоречия или угрозы, поскольку не может распасться то, что никогда не существовало как целостность. Многонациональное государство с нормальными законами и общественными отношениями не должна бояться "самоізольованості" культур, но наоборот поощрять развитие других культур в их самобытном этническом образцовые, не извлекая из него те или иные составляющие, не ограничивая собственно этнического.

Потому что культура имеет ярко выраженную етнозахисну функцию. Не потому ли все империи стремились если не уничтожить, то хотя бы нивелировать, спримітивізувати этнические культуры порабощенных народов?

Глобальная культура является лишь искусственным творением (шаткой конструкции), которая не имеет собственных этнических воспоминаний, потому что состоит из различных этнических элементов, на которые она охотно распадается при первой же возможности. Это явление метко охарактеризовал М. Степико: "любая попытка создать глобальную культуру лишь свидетельствует о множественности фольклорных воспоминаний и идентичностей, ограбленных во имя создания этой гигантской самоделки" (Бытие этноса, К., 1998, с. 41). Не смотря на то, что ХХ в. стало апогеем интернационализации человечества, попыткой создать единого безнационального "загальноземного супермена", однако, человечество до сих пор состоит из разных народов, этнических групп, каждая из которых является самобытной.


Выводы:

1. Этническое как естественно-генетический феномен проникает во все сферы жизни народов.

2. Знания каждого человека о принадлежности ее к определенному этносу имеют важное значение для формирования как отдельной личности, так и всего народа в целом.

3. Этническое самосознание будет иметь естественное развитие только в политически независимых государствах, где созданы надлежащие условия для ее формирования.

4. Только личности с максимальной этническим самосознанием способны сохранять свою этническую общность, творить ее государственность.

5. Безнаціональної культуры не существует, как не существует безнационального общества.

6. Высокий уровень коллективной этнического сознания способствует укреплению и консолидации этнических сообществ, усиливает этническую енерґію.

7. Глобального сознания не существует, поэтому любые попытки создания искусственных глобальных систем (единого мирового правительства, единой всеземної религии и т.п.) терпят крах.



Назад