Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

1. Национальный характер и ментальность как научные понятия


Известно, что люди с давних времен, общаясь между собой, присматривались друг к второго, замечали какие характерные черты своих соседей и давали им определенную характеристику. Так же и каждый народ издавна отличал себя от других народов. Следовательно, попытки познать национальные различия имеют очень давнюю историю.

"Черты характера народа имеют влияние и на его историческую судьбу. Национальный характер стал предметом изучения во всех культурных наций" - писал Игорь Сикорский. Не так давно в Украине подобная тема не только не могла быть исследованной, но и просто упомянутой. Воспитанные на "інтернаціоналістських принципах" ученые не спешили браться за нее, чтобы не попасть в разряд "украинских буржуазных националистов".

Существуют ли некие общие для целой нации черты? Или национальный характер состоит из суммы характеристик отдельных индивидов? Советские исследователи не смогли или просто побоялись дать ответы на эти вопросы.

Долгое время нам навязывалось мнение, что изучение национального характера невозможно, ведь, изучая отдельных индивидов, мы не можем составить представление о нации в целом. И действительно, отдельная личность не раскрывает в полном объеме национальный характер. Элементами национального характера (его составляющими) могут быть отдельные социально-психологические черты, а не характеры отдельных индивидов. Индивидуальная же психология является лишь вспомогательной отраслью психологии народов.

Понятия " национальный характер охватывает типичные качества и психологические особенности этнического сообщества, которые сформировались этносом на протяжении многих веков проживания его на общей территории, и отличают его от соседних народов.

От чего зависит тип национального характера? Профессор Александр Кульчицкий (Франция) определяет несколько аспектов в изучении украинского психической структуры: расовые факторы, геопсихічні, исторические, соціопсихічні, культуро-морфічні и глибиннопсихічні причины.

Против расовых факторов, против генетичності национального характера десятилетиями выступали некоторые советские исследователи. Да, И. Кон пишет, что "биологическое трактовки национальной психологии всегда было типичным для расистских теорий", а дальше, чтобы не согрешить против истины, сам себе противоречит, объясняя, что расизм - это не столько признание расовых различий, как утверждение преимуществ одной расы или нации над другой.

Расой при изучении национального характера называем группу людей, имеющих общее происхождение, определенные унаследованные антропо-биологические, духовные, психологические черты, которые она создала на протяжении своей истории и долгого проживания на общей территории.

Территория каждого народа имеет свои природные особенности и в значительной степени влияет на формирование национального характера. Богатство земли Украины способствовало влюбленности в природу, лиризма, созерцанию и покоя. Однако отмечается и такая черта, как отсутствие активности, потому что плодородная земля одаривает человека без особых на то усилий.

Исторические факторы влияют на воинственность украинского народа, поскольку эта богатая страна всегда нуждалась в защите от многочисленных завоевателей. Итак, образовался "авантурничо-казацкий" тип характера.

Социальные факторы, то есть различия в психологии разных общественных слоев - почти не исследована отрасль этнологии. Интересные взгляды на эту проблему высказал Дмитрий Донцов в своей работе "Дух нашей старины" (Мюнхен-Монреаль, 1951).

Культура нации создается в течение очень долгого времени, начиная с прообразов этнической мифологии и заканчивая современной поэтическим творчеством. Мироощущение древних украинцев органично вошло в ментальность их потомков.

Ментальность - национальный тип мироощущения, который основывается на этнических образах и символах (часто подсознательных), обусловливающих стереотипы поведения, психические реакции, оценки некоторых событий или лиц, отношение к окружающей действительности. Ментальность собственно составляет тот неуловимый феномен, что его можно назвать "духом народа".

Каждый этнос имеет свою эмоционально-образную систему, в которую недопустимо вмешиваться чужакам, чтобы не испортить, не разрушить этническое мировоззрения.

Поэтому исследование фольклора или этнической религии народа представителями чужой национальности не всегда адекватно отражает истинную сущность исследуемых явлений через інонаціональний подход и внешнее отношение к культурным ценностям. То есть культура народа, исследована и описана через призму ментальністі представителя чужой нации, приобретает "опосредованного" вида. Правдивое отражение национальной культуры возможно только изнутри, то есть от самих носителей той или иной этнокультуры.

Выдающийся украинский историк Михаил Грушевский считал, что украинцы имеют западный тип ментальности, хотя он не отвергал и роли восточных влияний. "Впрочем, если говорить о влиянии, то они были разные: эллинские и скандинавские, древнегерманские и византийские; весил немало и влияние на украинцев иудеи-христианской религиозной традиции" (Нация и государство, с. 444).

Национальные различия - это прежде всего различия в психологии мышления, которая отражается прежде всего в языке, а также в умственном творчества, что следует из ментальности этноса. По мнению Д. Овсянико-Куликовского, яркость национальных черт прямо пропорциональна уровню интеллектуальной одаренности, а следовательно, "гений всегда в психологическом смысле глубоко национальный". Отдельные субъекты, "стоящих в умственном отношении ниже среднего уровня, тем более слабоумні, а также идиоты лишенные национальных признаков" (Психология национальности, с.

6) .так что, национальный характер наиболее полно отражается именно в культуре, в интеллекте нации. Но не следует забывать, что любые обобщающие характеристики этноса всегда будут относительными по сравнению с другим этносом.



Назад