Электронная онлайн библиотека

 
 Этнология Украины: Философско-теоретический и етнорелігієзнавчий аспект

2. Этнические составляющие украинского характера


Прежде чем рассмотреть влияние на формирование украинского характера различных этносов, что на протяжении тысячелетий жили или просто проходили землями Украины, обратим внимание на следующие факты:

1. "Всякая капля иноэтничных крови через несколько десятков поколений расходится по жилам всего народа.

Каждый современный человек лишь на временной глубине 20 поколений (около 500 лет) теоретически имеет 1048576 предков" (Макарчук С., Турий С., с. 17).

2. По исследованиям чешского биолога Грегора Менделя, группы крови подлежат законам наследственности. Каждый этнос охотнее принимает родственную ему кровь, чем чужую. Понятие "расовой чистоты" было доказано в 1900 г. благодаря законам наследственности.

3. Американские биологи Л. Вайман и В. Бойд доказали, что группы крови существуют дольше, чем современные расы.

4. Палеоантропологічні данные и гематологические группы современных народов дают право считать украинцев родственными с людностью Северной Италии, Балкан, Швейцарии, Южной Германии, Юга Англии, Чехии, Словакии, отдельных районов Франции (90% украинцев имеют группу крови "А", "АВ" и "О", но очень мало группы "В". Ср. с русскими и монголами, в которых группа "В" составляет 80%).

5. В каждой нации есть основные этнические компоненты - первені (срок Юрия Липы) и примеси, то есть незначительное количество иноэтнических генов. По закону Г. Менделя в антропологічній расе примеси есть меншовартісні, чем первені, поэтому они очень быстро будут еліміновані (то есть изгнаны, исключены).

В Украине ХХ в. было немного исследований с этногенеза и этнопсихологии. Если такие труда появлялись, то их замалчивали или, чаще всего, просто уничтожали. Так произошло и с трудом доктора Юрия Липы, врача, который в 1945 г. был убит энкаведистами на пороге своего дома. Его книга "Назначение Украины", которая появилась во Львове в 1938 г., была почти неизвестна в советской Украине. Ныне имеем издание этого труда, совершенное во Львове в 1992 г. издательством "Просвещение".

Юрий Липа определял 4 составляющие украинской пракультури и дал им подробную характеристику: это трипольский, понтийский, готский и київсько-русский первені.

1. Трипольская пракультура, за Ю. Липой, имеет этнический связь с пракультурою Малой Азии, то есть південнішою. Это были люди, закалялись в более суровых климатических условиях, чем малоазійці. Именно они оставили в наследство украинцам свою терпеливость, молчаливую отвагу, скромность, осторожность, упорство в достижении цели и умение стойко воспринимать неудачи.

"Это - характеры, что кружат в крови современных украинцев, и всегда их дела, их получение в них могут возродиться" (Липа Ю., с. 131).

Именно трипольская цивилизация сформировала праукраинские города и села, построила дороги, валы, разбила землю на поля и нивы. От них у нас и психология земледельца, и уважение к женщине, и семейные обычаи, и демократический общественный строй.

2. Понтийская пракультура - это культура северного Причерноморья, где население была перемешана с эллинским этническому типу. Ольвия, Пантикапей существовали более тысячи лет. Их культура была тесно связана с культурой трипольцев, то есть в определенной степени унаследовала от них свои культы (напр., Коструба, Богини Матери, Полеля, и др.) Понтийская культура близка, а иногда просто отождествляется со скифской. От них украинцы унаследовали отвагу, предприимчивость, творческий дух, стремление к красоте. Индивидуализм украинца противостоит стадности, но его преданность любимому делу побуждает его находить союзников и единомышленников. Отсюда поезд украинца в различных союзов, обществ, артелей и т.д. Эту черту также унаследован от понтийского первеня.

3. Готские влияния, известные во II в. н. ч., пришли в Украину через Волынь из империи Остроготів. Правда, современные исследования доказывают, что влияние готов в нашей историографии был несколько преувеличенным. От них могли быть унаследованы стойкость характера, военная и государственная дисциплина, соблюдение соглашений, организованность.

Интересное сочетание готизму с еллінством (понтійством) дало тип запорожского казака, который удивлял иностранных историков: "люди военные и торговые, продают рыбу и меха" и др. Екатерина II завидовала казацком умению вести свою экономическую политику, а польский историк удивлялся, откуда Богдан Хмельницкий имел средства для ведения войны.

4. Київсько-русский первень. Украинский государство Киевская Русь просуществовала около 700 лет. От нее у украинцев сознание своих политических традиций, которые сохранила княжеская элита даже в Литовском государстве, а также продолжили запорожские казаки вплоть до отмены Гетманщины. Этот дух свободолюбия и национальной гордости начал больше всего притлумлюватися в XVIII ст. Еще старшие люди передавали потомкам этот глубинный украинский патриотизм, но уже тогда для украинства наступали печальные времена.

Далее Юрий Липа рассматривает примеси, которые считает меншовартісними, чем первені в национальном характере, однако отмечает, что пренебрегать ими нельзя.

Примеси могут быть двух типов: те, что проявляются в антропологии (физиологические), и те, которые накладывают духовный отпечаток на национальный характер (імпреґнаційні).

Большую роль для імпреґнації имеет психологическое состояние народа, его отношение к соседям, его восприятие ли не восприятие другого этноса. Так, для оседлых земледельческих этносов кочевники составляли изначальную антагонистическую силу, что отразилось в фольклоре, мифологии, обычаях, тотемах и символах, религиозных установках.

Украинцы очень неохотно вступали в брак с представителями других этносов. Чтобы соединить свою судьбу с чужаком, украинской девушке нужно было увидеть общность его норм морали с украинским обычаям, правопорядком. А также весомую роль имеет еще и отношение этого чужака до Украины. Еще реже женились с чужинками украинские мужчины.

Так, для украинцев сильным препятствием слиянию с кочевниками было абсолютное отвращение и ненависть к разрушителей, насильников, грабителей, и об этом есть немало свидетельств в летописях. Поэтому имеем все основания (учитывая также законы Г. Менделя) говорить, что это психологическое неприятие кочевых этносов (татары, печенеги, монголы и т.д.) было чрезвычайно отталкивающей силой, которая не допускала чужеродных элементов, что чаще всего отмечались и низким уровнем культуры в сравнении с оседлым народом.

Так же препятствием для восприятия иранских и кавказских примесей была их мусульманская религия, хотя незначительное влияние этих этносов остался среди народа Азовского Приморье, Донетчины, Кубани. Характерной чертой, покинутой этими этносами считают воинственность, упрямство, независимость, грубоватость.

Незначительными в украинской нации есть примеси кельтского и норманского этносов, которые также характеризуются как воинственные, мало организованы, но наиболее творческие элементы (кельто-скифы, варяги).

Римская и фракійська примеси сказались преимущественно в области права. "Римское право" пользовалось популярностью и у запорожских казаков, хотя они имели и свои давние правовые нормы. Особенно римские и фракийские этнические влияния ощутимы в характере южных украинцев, в Карпатах, Поднестровье, на Буковине.

Еврейские примеси мало отразились на украинской антропологии, поскольку сами евреи уже не имеют определенного антропологического типа (ср. напр., наличие евреев среди негров, китайцев и др.), однако добавили к психологии украинцев некоторые посреднические способности, хотя и эти колебания незначительны.

Во многих исследованиях, особенно российских, значительно преувеличена роль польских, литовских, венгерских и немецких факторов в украинской этнической психологии и антропологии.

Особого внимания заслуживает рассмотрение российских (московитських) примесей. Юрий Липа анализирует, как появился народ, что его считают московитами: "Киевские, а позже Новгородские культуртрегери в Х-XII вв. подбили несколько урало-алтайских номадських племен без культуры и государства и християнізували, навязав им богослужебную язык Киева, крепостничество (для лучшего экономического эксплуатации) и название, которое указывала на принадлежность к Киева-Руси ("русские"). Монгольское порабощения, которое продолжалось в них самое длинное из всех европейских народов, дало им совместное глубокое ощущение святости власти, хотя бы и наиболее грубой, а зато презрение к индивидуальности своих и чужих людей" Далее Юрий Липа делает вывод, что "московиты были заслабою индивидуальностью, чтобы влиять и духовно. Імпреґнація с их стороны была очень незначительна и не оставил следов" (там же, с. 153-154).

Относительно формирования московского этноса, то об этом написано немало трудов как российских, так и иностранных авторов XIX-ХХ вв., которые отмечают, что национальный характер и психология россиян имеет свои особенности, произведенные под большим влиянием угро-финского и татаро-монгольского этносов, чем славянского. Самые известные из этих исследований - труды Дж. Флетчера (XVII ст.), К. Абеля (профессора Оксфордского университета, XIX в.), М. Данилевского, В. Ключевского, Г. Грушевского, Г. Федотова и др.

По научным данным примесь антропологически чужих первенів исчезает в довольно короткий срок.

Для примера возьмем факт, когда желтая раса (китайцы) полностью очистилась от примесей белой расы. То же самое можно утверждать о украинский этнос, среди которого уже нет примесей татарского типа, которые имели влияние в относительно недолгом времени, но не оставили значительных следов в психике.



Назад